Тема 2.4 Формы товароснабжения магазина

Важным условием, определяющим рациональную организа­цию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребле­ния. Процесс доведения товаров до потребителей (розничной торговли) может осуществляться в двух организационно-эконо­мических формах: транзитной и складской. Выбор той или иной формы товароснабжения зависит от конкретных условий покупателя и поставщика: объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния склад­ского хозяйства и т.д.

Под транзитом понимается такая форма товароснабже­ния, при которой товар из производственного предприятия на­правляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Это так называемый чистый транзит, имеющий большое народнохозяйственное значение и широко применяю­щийся при прямых связях магазина с производственными пред­приятиями.

От чистого транзита необходимо отличать транзитный то­варооборот оптовой базы, т.е. продажу ей товаров без завоза на свои склады. Если оптовая база продала розничной органи­зации товар со следованием от сбытовой организации промыш­ленности или следованием от промышленного предприятия транзитом на склад розничной фирмы, то такая форма товаро­снабжения называется складской.

Транзитная форма товароснабжения имеет ряд преиму­ществ: исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по при­ему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается со­хранность товаров.

Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может при­вести к увеличению времени обращения товаров, неправиль­ному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномерному их размеще­нию в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзит­ной формы товароснабжения необходимо экономически обос­новывать.

Данная форма широко используется при одногородних по­ставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее приме­нять ее при иногородних поставках, но это во многих случаях даже целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, фар­форо-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и т.д.).

Расширению транзитной формы товароснабжения содей­ствует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.

Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком в адрес покупателя (вагон, контейнер и т.д.). Нор­мы регламентируются в договорах поставки.

Транзит экономически оправдан, когда объем розничного товарооборота позволяет принимать транзитную норму от­грузки и не приводит к образованию сверхнормативных за­пасов.

Складская форма товароснабжения не связана с обяза­тельным получением транзитной нормы. Она позволяет роз­ничной торговле заказывать товары в нужном количестве исхо­дя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах товары подсортировываются и комплектуются.

Данная форма обычно применяется к товарам сложного ас­сортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через скла­ды могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать ми­нимальную транзитную норму, а также товары сезонного про­изводства и потребления.

Складская форма товароснабжения применяется при полу­чении товаров от иногородних поставщиков крупными партия­ми, требующими преобразования производственного ассорти­мента в торговый, а также товаров, требующих длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущест­ва перед транзитной, так как повышается эффективность роз­ничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимен­та, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-эксиедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачивае­мость, так как прерывается процесс движения товаров от про­изводства в розничную торговлю. Поэтому применение склад­ской формы, как и транзита, должно быть экономически обос­новано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо ре­шить при организации складской формы товароснабжения, яв­ляется звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависят время товарного обращения, размер товарных запасов, уровень расходов по реализации.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оп­товой и розничной торговли, которые прерывают движение то­варов для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта. В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров. Во многих случаях система товародвижения характе­ризуется многозвенностью, особенно в потребительской коопе­рации, ОРСах и т.д.

Коэффициент торгово-организационной звенности показы­вает, сколько торговых организаций участвовало в актах куп­ли-продажи товаров на всем пути его движения к потребителю. Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее процесс товаро­движения.

На показатель звенности товародвижения оказывают влия­ние некоторые факторы: территориальное размещение произ­водства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.д.

Сокращению количества звеньев товародвижения способ­ствует расширение использования малогабаритных контейне­ров, внедрение централизованной доставки, снижение транзит­ных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных опера­ций и т.д.

Выбор оптимальных источников и форм товароснабжения может быть осуществлен путем разработки так называемых схем завоза по каждой товарной группе и программ рационали­зации товародвижения. В этих схемах заранее определен поря­док движения товаров по отдельным группам и даже подгруп­пам от различных поставщиков в адрес магазина. Схемы завоза могут разрабатываться как для оптовых баз (завоз с предприя­тий промышленности), так и для розничных организаций. Схе­мы завоза могут своевременно пересматриваться и уточняться с учетом изменений в производстве, спросе, ассортименте, моде и других обстоятельств. Под рационализацией товародвижения понимается создание системы перемещения товарных масс для своевременного и бесперебойного доведения их до магазинов в соответствии со спросом и минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В нашем магазине использутся различные формы товароснабжения.

Товароснабжение магазина входит в обязанности управляущего (директора) и менеджера ТЗ. Они осуществляют заявочную работу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: