Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия[14].
Регулирование конфликта начинается с признания его реальности. Легитимация конфликта становится фактом выведения конфликта из скрытой, латентной формы в проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные элементы противостояния.
Основные технологии на этом этапе - структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений[15].
|
|
1. Выбор средств регулирования:
− использование силы;
− посредничество;
− прямые переговоры.
2. Выбор методов регулирования:
− уклонение; компромисс; насилие.
− группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические.
3. Реализация решений.
4. Анализ последствий.
Структурные методы регулирования конфликта:
− изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;
− разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;
− координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;
− использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);
− разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);
− увеличение доступных ресурсов;
− экспертные методы
− использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.
Завершение конфликта - заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта:
1. Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:
− разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);
− устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;
|
|
− исчезновение или изъятие объекта конфликта;
− устранение дефицита объекта конфликта.
2. Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:
− снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;
− истощение сил, ресурсов.
3. Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта.
4. Подавление или отмена конфликта.
5. Урегулирование конфликта:
− выработка соглашения в результате переговоров (изменение поведения в результате уступок методом компромисса или процедуры выбора победителя при прочих равных условиях);
− разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем.
Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразделяются на самостоятельные или вмешивающиеся, т.е. с использованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора[16].
Глава 3. Рекомендации при принятии решений по управлению конфликтами в организации