В 2007 годуготовлением картин и сувениров и изделий декоративно и лругие.истациальной защите населения, рабочими библиотечного фонда. с анализ качественных характеристик молодых специалистов показал, что доля лиц, имеющих начальное профессиональное образование и среднее общее образование, является наиболее многочисленной (52%). Высшее и среднее профессиональное образование из числа зарегистрированной безработной молодежи имеют только 25% незанятых. 23% составляет доля молодых людей, не имеющих даже среднего (полного) общего образования [19, с. 17]. В 2008 году данные характеристики не изменились.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, общая численность безработных в августе 2007 года составила 41,1 тыс. человек. Из них 44% составляет молодежь в возрасте 18-29 лет [19, с. 17].
В 2006 году в Омской области проводилась программа по организации временного трудоустройства молодежи в возрасте 18-29 лет. По итогам работы за год на временное трудоустройство молодых людей было заключено 418 договоров с 382 предприятиями и организациями области, создано 538 рабочих мест.
Во временных работах приняли участие 537 человек, в том числе по городу Омску – 132 человека, по сельским районам области – 405 человек.
Средняя продолжительность занятости молодых людей составила 2,4 месяца, в том числе:
1. до 1 месяца – 14,7% участников;
2. от 1 до 2 месяцев – 35,4% участников;
3. более 2-х месяцев – 49,9% участников.
Трудоустройство велось более чем по 50 специальностям [19, с. 22].
Таблица 8.
Трудоустройство молодых людей по специальностям
№ п/п | Наименование специальности | Численность трудоустроенных, чел. | ||
1 | Бухгалтер | 72 | ||
2 | Юрист | 31 | ||
3 | Оператор ПК, ЭВМ | 23 | ||
4 | Финансист, экономист | 7 | ||
5 | Программист | 1 | ||
6 | Менеджер | 6 | ||
7 | Кассир | 11 | ||
8 | Секретарь, секретарь-машинист | 25 | ||
9 | Делопроизводитель | 22 | ||
10 | Стенографист | 1 | ||
11 | Архивариус | 2 | ||
12 | Диспетчер | 2 | ||
13 | Инспектор по кадрам | 5 | ||
14 | Налоговый инспектор | 7 | ||
15 | Инспектор-аудитор | 2 | ||
16 | Специалист по жилищным субсидиям | 2 | ||
17 | Специалист по земельным отношениям | 1 | ||
18 | Зубной врач | 2 | ||
19 | Фармацевт | 1 | ||
20 | Медсестра | 6 | ||
21 | Ветеринарный врач | 1 | ||
22 | Помощник социального педагога | 3 | ||
23 | Педагог дополнительного образования детей | 5 | ||
24 | Учитель физкультуры | 6 | ||
25 | Социальный работник | 5 | ||
26 | Вожатый в СОШ | 1 | ||
27 | Оформитель, художник-оформитель | 4 | ||
28 | Парикмахер | 2 | ||
29 | Товаровед | 1 | ||
30 | Продавец | 36 | ||
31 | Повар, кондитер, пекарь | 34 | ||
32 | Швея | 7 | ||
33 | Монтажник радио-электроаппаратуры | 2 | ||
34 | Электро- и газосварщик | 9 | ||
35 | Электрик | 5 | ||
36 | Слесарь | 17 | ||
37 | Механик | 1 | ||
38 | Тракторист | 16 | ||
39 | Тракторист-машинист | 2 | ||
40 | Водитель | 7 | ||
41 | Рихтовщик | 4 | ||
42 | Машинист бульдозера | 1 | ||
43 | Составитель поездов | 1 | ||
44 | Каменщик | 2 | ||
45 | Мастер строительных и монтажных работ | 1 | ||
46 | Плотник-бетонщик | 1 | ||
47 | Столяр | 3 | ||
48 | Сборщик изделий из древесины | 1 | ||
49 | Контролер, пробоотборщик | 4 | ||
50 | Технический работник | 10 | ||
51 | Специалист в сельских администрациях, райвоенкоматах, сфере управления | 73 | ||
52 | Прочие | 43 | ||
Всего | 537 | |||
После завершения участия в программе 253 (47,1%) участников получили предложение продолжить работу на постоянной основе. По мнению многих работодателей, преимущество молодых специалистов в высокой обучаемости, владении современными знаниями, отсутствии профессиональных шаблонов и самое главное в большом желании получить работу.
Большое значение этой программы состоит в том, что работодатель заключает договор на определенный срок. За это время молодой специалист знакомится со своими функциями, проходит адаптацию в трудовом коллективе и у него есть возможность проявить свои деловые качества, а у работодателя есть время для оценки специалиста и принятия решения о дальнейших трудовых отношениях.
В 2007 году данная программа не проводилась. Это связано с несвоевременным получением средств из бюджета и с тем, что, несмотря на некоторые преимущества молодых специалистов, работодатели предпочитают брать на работу специалистов с опытом работы, так как не хотят тратить время и средства на обучение. По этому в 2007 году трудоустройство молодежи организовывалось так же, как и для других безработных граждан.
В общественных роаботах участвовали 12416 человек, в том числе по городу Омску – 4154 человека, по сельским районам области – 8262 человека (численность молодых людей по сравнению с 2006 годом увеличилась в 1,3 раза).
4,9 тыс. человек было направлено на профессиональную подготовку (38,6%), переподготовку (40,6%), освоение второй смежной профессии (1,2%), повышение квалификации (15,8%) и прохождение стажировки (3,8%), из них 2,9 тыс. человек (40,3%), проживающих в сельской местности [20, с. 70].
Развивая формы сотрудничества с работодателями, в 2008 году удалось качественно изменитьв центрах занятости с подбором молодежи постоянной работы: по итогам года трудоустроено на постоянное рабочее место на 18% больше, чем в 2007 году. В целом в 2008 году наблюдается рост трудоустройства молодежи по всем выбранным центрами занятости направлениям, дальнейшая тенденция роста ожидается и в 2010 году.