Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо»

Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было чисто субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Письмо». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии как «содержание» и «организации текста», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.

Для оценивания выполнения коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (личного письма – задание С1 и письменного высказывания с элементами рассуждения – задание С2) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0 или 2-0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, – 6, за написание сочинения-рассуждения –14.

Личное письмо (С1) оценивается по двум критериям, а именно, «содержание» (максимальное количество -3 балла) и «организация текста» (максимальное количество -3 балла).

Особенности оценивания задания С1:

- При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «содержание» все задание оценивается 0 баллов.

- Допустимое отклонение от заданного объема в задании С1 составляет 10%.

Нарушения в объеме в задании С1 (требуемый объем 100-140 слов):

- Если в задании С1 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов.

- Если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, то есть в письме не более 154 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов.

- При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в задании С1 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, то есть с начала письма отсчитываются 140 слов, которые и подлежат проверке. 

Письменное высказывание с элементами рассуждения (С2) оценивается по пяти критериям: «содержание» (максимальное количество -3 балла) и «организация текста» (максимальное количество - 3 балла), лексика (максимальное количество -3 балла), «грамматика» (максимальное количество -3 балла), «орфография и пунктуация» (максимальное количество -2 балла).

Особенности оценивания заданий С2:

- При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «содержание» все задание оценивается 0 баллов.

- Допустимое отклонение от заданного объема в задании С2 составляет 10%.

Нарушения в объеме в задании С2 (требуемый объем 200-250 слов):

- Если в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов.

- Если объем задания превышает допустимый в пределах 10%, то есть в письме не более 275 слов, то задание проверяется полностью без снижения баллов.

- При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему, то есть с начала письменного высказывания отсчитываются 250 слов, которые и подлежат проверке. 

 

Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Апробационные исследования, анализ выполненных учащимися работ показали, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания – менее 180 слов коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков.

Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых «топиков», что ведет к уходу от темы, а иногда – к ее полной подмене.

Следует обратить внимание, что допустимые границы объема выполнения заданий С1 и С2 очень широки даже в том виде, как они прописаны в КИМах: С1 от 100 до 140 слов, С2 от 200 до 250 слов. При подготовке учащихся к ЕГЭ их следует ориентировать именно на эти требования. Введение пункта о допустимости 10% отклонений от предписанного объема продиктовано заботой об учащихся и экзаменаторах, желанием избежать лишнего стресса, пониманием возможности ошибки при подсчете в стрессовой ситуации. Правила подсчета слов изложены в приложении 4 к демоверсиям КИМ ЕГЭ 2010 г. по немецкому языку, которое приводится ниже.

 

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: