Принципы Формирования активов предприятия
процесс формирования активов создаваемого предприятия строится на основе следующих принципов
1. Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации, формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности.
2. Обеспечение соответствия 1)объема и структуры формируемых активов 2)объему и структуре производства и сбыта продукции.Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов.
3. Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности. Такая оптимизация состава активов предприятия направлена с одной стороны на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов, а с другой — на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль.
4. Обеспечение условий ускорения оборота активов в процессе их использования. Необходимость реализации этого принципа связана с тем, что ускорение оборота активов оказывает как прямое так и косвенное воздействие на размер формируемой операционной прибыли предприятия.
5. Выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия. Современный рынок средств и предметов производства, а также финансовый рынок предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов. В процессе их конкретного выбора следует при прочих равных условиях учитывать их перспективность, многофункциональность, способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях и соответственно повышать рыночную стоимость предприятия.
Понятия и основные направления управления ОА
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия. Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость (ПРЕДПОЛАГАЕТ) предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам 1. По характеру финансовых источников формирования выделяют 1)валовые, 2)чистые и 3)собственные оборотные активы. 2. Виды оборотных активов. а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. б) Запасы готовой продукции. в) Дебиторская задолженность. г) Денежные активы. д) Прочие виды оборотных активов. 3. Характер участия в операционном процессе. а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции); б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (денежные средства, дебиторская задолженность, краткосрочн финансовые вложения и др.). 4. Период (время) функционирования оборотных активов. а) Постоянная часть оборотных активов. б) Переменная часть оборотных активов. Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов. На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции. На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность. На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений). В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие: 1) производственный цикл предприятия; 2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия. Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, 1)начиная с момента поступления (отпуска) сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом 2)отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям. Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с 1)момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и 2)заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.
Для лучш упр Оа необх оп росно цели и задачи управления. Для этого разрабат политика упр ОА. Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в (выборе) формировании 1)необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и 2)оптимизации структуры источников их финансирования. (с т.з. ускорения производственного и финансового циклов (состав, ист форм и источники формирования обор активов в предыдущем периоде)