Профессор Людмила алексашкина

Институт содержания и методов образования

Российская Академия образования

Москва

Введение

 

Актуальность совместной работы по данному направлению обусловлена тем, что стандарты стали в 1990-е годы одним из ключевых явлений в образовательной практике многих стран. Разработка стандартов осуществлялась как в странах с децентрализованными, плюралистическими школьными системами (Великобритания, США), так и в государствах, имевших ранее унифицированную школу. В России также решалась задача определения общего образовательного ядра при переходе от жестко централизованной школы к вариативным моделям школьного образования. Первые варианты российских стандартов по истории были опубликованы в 1993-1994 годах. В середине 1990-х годов состоялся конкурс проектов школьных стандартов, после чего Министерством образования Российской Федерации были утверждены комплекты программ и других нормативных документов, излагающих требования образовательного стандарта по истории для основной и старшей ступеней средней школы (1998-1999). В 2001-2003 годах была предпринята попытка создать новое поколение стандартов, не получившая, однако, полного завершения. 

 

На протяжение полутора десятилетий – в 1990-е годы–начале 21 века, образовательные стандарты для российской школы находились в центре внимания как педагогов, так и широкой общественности. Вопросы о характере и содержании стандартов, в особенности – по истории, литературе и другим гуманитарным дисциплинам, вызывали живой интерес, дискуссии в печати. При этом представители общественности, журналисты обсуждали главным образом то, о каких событиях, личностях и что именно сказано в стандартах. Повышенное внимание к содержательным компонентам стандартов можно было объяснить и традицией “знание-центризма” в российском образовании, и ситуацией смены парадигмы исторического знания, представляемого в школьных курсах. Между тем объективно не менее сложными для создателей стандартов по истории оказались вопросы о требованиях к подготовке учащихся, о том, что они должны уметь делать с исторической информацией, каким образом использовать ее в современной жизни.

 

На этапе становления образовательных стандартов для школ России сотрудничество с Советом Европы по названным вопросам оказалось весьма своевременным и объективно должно было сыграть значительную роль в совершенствовании стандартов.

 

Уже на этапе планирования совместной работы Совета Европы и Министерства образования Российской Федерации тематика образовательных стандартов по истории рассматривалась системно, многоаспектно. Об этом свидетельствовали задачи семинаров, проводившихся в период 1996–2005 годов, которые предусматривали:

 

· сопоставление опыта разработки образовательных стандартов в России и других европейских странах;

 

· обсуждение опубликованных в 1998-1999 годах материалов к образовательным стандартам по истории для средней школы Российской Федерации;

 

· рассмотрение соотношения между федеральным, региональными и школьными компонентами образовательных стандартов;

 

· разработку подходов к системе оценивания достижений школьников по истории на основе требований образовательных стандартов.

 

В приведенном перечне задач обращают на себя внимание принципиально важные методологические приоритеты, в том числе: i) элементы сравнительного подхода; ii) сочетание анализа уже существующего опыта с перспективным моделированием; iii) комплексное решение вопросов целеполагания, выдвижения требований к подготовке учащихся и измерения достигаемых результатов. Это изначально позволяло надеяться на конструктивные результаты совместной работы.

 

Программа работы

 

Рассмотрению названных вопросов были специально посвящены следующие семинары.

 

Год Место и время проведения семинаров     Темы семинаров
1999 Иркутск, 16-18 сентября Стандарты преподавания истории в средних школах: настоящее и будущее  
2002 Самара, 28-30 июня Новые подходы к оценке знаний и умений по истории учащихся средних школ Российской Федерации  

 

В качестве организаторов семинароввыступили Совет Европы, Министерства образования Российской Федерации, органы регионального управления образованием.

 

Участниками семинаровс российской стороны являлись авторы стандартов, ученые-историки, преподаватели высших учебных заведений, учителя средних школ из разных регионов страны – Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, республик Бурятии, Марий-Эл, Мордовии, Татарстана, Чувашии. В качестве наблюдателей на семинарах присутствовали представители Государственной Думы Российской Федерации, региональных законодательных собраний.

 

В работе семинаров активно участвовали приглашенные Советом Европы эксперты Арильд Торнбьернсен (Норвегия), Алан Миджлей и Лиз Огилви (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), а также специалисты в области школьного образования из Казахстана и Латвии.

 

Важной составной частью всех семинаров были вступительные пленарные доклады представителей Совета Европы Алисон Кардуэл и Татьяны Минкиной-Милко. В докладах характеризовались основные направления и конкретные мероприятия международного сотрудничества Совета Европы по вопросам преподавания истории в школе. Подробно освещалась работа по программам двустороннего сотрудничества Совета Европы с педагогами России, а также по региональным международным проектам - Тбилисской инициативе, Черноморской инициативе и др. Данная информация способствовала лучшей координации и преемственности деятельности. Это было особенно важно, поскольку российские семинары имели широкую географию, проводились в разных регионах страны, каждый раз привлекали значительное число новых участников.

В работе семинаров использовались разные формы обсуждения: презентации, круглые столы, дискуссии в рабочих группах. Это давало возможность для постановки наиболее актуальных вопросов, их активного обсуждения, выработки согласованных рекомендаций. Общая тенденция семинаров состояла в возрастании места и значения диалоговых форм работы, значительном повышении активности рабочих групп.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: