Урок проверки и учета знаний

Вводный урок, урок изучения нового материала.

Вводный урок — проводится в начале изучения курса или раздела, знакомит с изучаемым предметом (например, история Средних веков, блоком «социология», экономика, духовная сфера развития общества в курсе «Человек и общество»). В ходе урока идет знакомство с оглавлением учебника, с разделами, картами, иллюстрациями. Учитель проводит обзорную лекцию. Вводный урок начинается с беседы о предыдущем курсе истории, о том, что им известно об истории Древнего мира (Средних веков, истории своей Родины, истории развития человеческого общества и государства в курсе «Человек и общество»). Далее учитель знакомит учащихся с новым курсом или разделом учебника; предоставляет учащимся ознакомится с оглавлением, найти раздел в учебнике, выяснить из каких тем он состоит, рассмотреть карты, иллюстрации, провести закрепляющую беседу по изученному на уроке материалу.

 

Урок изучения нового материала отличается по структуре от вводного тем, что на уроке изучается лишь один параграф из темы. Учитель строит урок таким образом, чтобы учащиеся за урок смогли ознакомится с материалом учебника, поработали с картой, с иллюстрациями и документами, помещенными в учебнике. Во время урока учитель организует работу учащихся по следующим этапам:

- организационный (проверка готовности класса к уроку, наличие учебных пособий, дисциплина); запись темы в тетрадь, словарь терминов; мотивация деятельности учащихся на различных этапах урока;

- объяснение материала с привлечением дополнительных знаний, выходящих за пределы учебника, организация деятельности учащихся по ходу объяснения;

- закрепление изученного материала (аналитическая, обобщающая беседа), задания на дом.

Новый материал можно отрабатывать разными способами (методами). Его может изложить сам учитель. Он может быть усвоен путем совместной работы учителя с учениками (при помощи аналитической беседы, сравнительного анализа предыдущей темы и изучаемого материала и т.д.). Новый материал может быть отработан в порядке самостоятельной работы учащихся с учебником, тетрадью, картой, учебно-методическим комплексом.

Изучение нового материала любыми из трех способов, указанных выше, может происходить не только в кабинете истории, но и в краеведческом музее, на производстве и т.д. (если на это есть время!)

Надо твердо помнить закон: новые знания должны быть ясно поняты учащимися именно на уроке. Домашняя работа может лишь иметь вспомогательное значение главным образом для лучшего воспоминания и совершенствования применения изученного и понятого на уроке.

Процесс изучения нового материала имеет следующие педагогические задачи:

1. Усвоение учащимися основной идеи изучаемого вопроса. Чаще всего начинающий учитель эту задачу считает своей.

2. Определение методов, способов, приемов при изучении фактов, событий, хронологии, понятийного аппарата, карты, источников.

3. Усвоение методики воспроизведения изученного материала — с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы делать.

Изучение нового материала надо строить и проводить так, чтобы в результате ученик мог в свою очередь объяснить (не просто пересказать!) его классу, отстающему товарищу, домашним и т.д.

Изучение нового материала производится не только на специализированных уроках (вводном и уроке изучения нового материала), но и составляет существенную часть комбинированного урока.

Изучение нового материала в зависимости от места урока в теме на комбинированном уроке может проходить в первые 15-20 минут урока, по ходу урока, или на завершающей 15-20 минутке.

Основные способы изучения нового материала — рассказ, сообщение, лекция, видеолекция, просмотр кино, диафильма с комментарием учителя, реже обоснование, рассуждение, логическое доказательство, обобщение, организация проблемной ситуации, выдвижение гипотез, аргументация на основе источников, документов, материалов учебника, хрестоматий, справочников, поиск решения проблемы.

Не малую роль в объяснении нового материала играет речь учителя: дикция, темп речи, язык объяснения, опора на опыт учащегося, умение выделять главное, систематизировать материал, излагать последовательно, не отвлекаться на постороннее, не дублировать текст учебника и другие формы и методы работы.

Урок проверки и учета знаний.

Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы.

На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных этапов такие части урока, как усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то элементах присутствуют. Важно выявлять не только знание учащихся фактического материала, но и уровень осмысления и обобщения этого материала, умение учащихся применять приобретенные знания на практике в различных ситуациях.

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков.

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

Строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-групповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы, учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализировано-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: