Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Паспортизация и аттестация производственных подразделений и рабочих мест.
Номенклатура мероприятий по охране труда определяет организационно-технические и санитарно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в плановом порядке с целью улучшения условий труда, предупреждения несчастных случаев и заболеваний, санитарно-бытового обеспечения работающих на производстве. Она является основой для подготовки комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий коллективного договора.
Номенклатурой предусматриваются следующие мероприятия по охране труда:
модернизация производственного оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ и другими документами по безопасности труда;
внедрение автоматического и дистанционного управления оборудованием и процессами с целью обеспечения безопасности;
внедрение систем автоматического контроля и сигнализации о наличии и возникновении опасных и вредных факторов, а также блокирующих устройств, отключающих оборудование в случаях его неисправности;
внедрение технических устройств, защищающих от поражения током, в соответствии с требованиями ГОСТ и другими документами;
установка предохранительных и защитных приспособлений в целях обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов;
нанесение на оборудование и коммуникации опознавательной окраски и знаков безопасности в соответствии с требованиями;
перепланировка размещения производственного оборудования с целью обеспечения безопасности в соответствии с требованиями СНиП и другими нормативными документами;
приведение производственных объектов и рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда, изложенными в СНиП, в стандартах и других документах;
совершенствование технологических процессов в целях устранения воздействия на работающих опасных и вредных факторов;
устройство на действующих объектах новых и реконструкция имеющихся вентиляционных систем, аспирационных и пылегазоулавливающих установок;
механизация процесса разлива и транспортирования используемых агрессивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
внедрение средств контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующих и других вредных излучений на рабочих;
приведение освещения в соответствие с требованиями;
переоборудование отопительных систем и установок кондиционирования воздуха, устройство тепловых, водяных, воздушных завес и воздушных душей в целях обеспечения нормального теплового режима и микроклимата на рабочих местах;
механизация уборки производственных помещений и отходов производства, очистки воздуховодов, осветительной аппаратуры, окон, световых фонарей;
механизация работ по складированию и транспортировке сырья, готовой продукции и отходов производства;
устройство и совершенствование средств коллективной защиты работающих от опасных и вредных факторов;
устройство тротуаров, тоннелей, переходов, галерей на территории предприятия в целях предупреждения травм и заболеваемости;
расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями;
приобретение и монтаж сатураторных установок для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой (газированной) воды, чая, белково-витаминных напитков;
устройство и реконструкция мест для организованного отдыха и обогрева, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе;
оборудование мест в цехах для производственной гимнастики, приобретение для этого спортивного инвентаря, оплата инструкторов-методистов по производственной гимнастике и физкультурно-оздоровительной работе;
организация кабинетов, уголков передвижных лабораторий, выставок по охране труда, приобретение для них приборов, наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры и т. д.;
издание и приобретение нормативно-технической документации и литературы по охране труда.
Исходные данные для планирования мероприятий по охране труда — результаты паспортизации сельскохозяйственных предприятий на соответствие требованиям охраны труда, отчеты о пострадавших при несчастных случаях на производстве, отчеты об освоении средств на охрану труда, листки временной нетрудоспособности, расчетно-платежные ведомости по социальному страхованию, отчеты о выполнении комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарцо-оздоровительных мероприятий, предписания органов государственного надзора и технической инспекции труда профсоюзов.
Планируют численность работающих, которым предусматривается улучшить условия труда (в соответствии с нормами), сокращение численности персонала, занятого на работах с вредными условиями труда и на тяжелых физических работах, число объектов, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту с целью приведения условий труда на них в соответствие с требованиями или вывод из эксплуатации.
Различают четыре вида планов в зависимости от характера намечаемых задач и продолжительности планового периода: перспективный (пятилетний), текущий (годовой), оперативный (квартальный, декадный), периодический (разовый и единичный)
Перспективный план на пятилеткy основной планирующий документ по улучшений условий и охраны труда, а также санитарно-оздоровительных мероприятий. Ответственность за разработку планов несут руководители предприятий. Выбор основного направления и последовательности мер по повышению уровня условий и охраны труда определяется особенностями производства и зависит от состояния его развития, организации труда в сельскохозяйственных предприятиях и подразделениях.
Мероприятия, направленные на модернизацию, совершенствование и замену процессов и оборудования с опасными и вредными факторами такими же, но с меньшей их интенсивностью или полным отсутствием, сокращение доли участия работающих в трудовых процессах на основе автоматизации и комплексной механизации, внедрение автоматического и дистанционного управления процессами и оборудованием, сокращение ручного труда, относят к первоочередным, т. е. первого уровня.
Если мероприятия первого уровня не обеспечивают требуемых показателей безопасности, в планы по охране труда должны входить мероприятия второго уровня, направленные на устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, биологическими объектами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное действие; применение технических устройств и средств коллективной защиты; герметизацию оборудования; использование систем автоматического контроля и сигнализации о наличии опасных и вредных факторов; нанесение опознавательной окраски и знаков безопасности; применение систем и устройств, обеспечивающих поддержание факторов внешней среды в допустимых пределах; своевременное удаление и обезвреживание отходов, являющихся источником опасных и вредных факторов; совершенствование обучения и пропаганды охраны труда; внедрение рациональных режимов труда и отдыха и ликвидацию монотонности, гиподинамии и тяжелого труда; безопасное размещение оборудования; организацию действенной формы контроля за соблюдением требований безопасности.
В случае, когда требуемое состояние охраны труда не достигается реализацией мероприятий первого и второго уровней, то в планы по охране труда в качестве временных включают мероприятия третьего уровня. К ним относят мероприятия, направленные на применение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; обеспечение возможности реализации запланированных действий работающими в случае возникновения опасных и аварийных ситуаций; обеспечение возможности ликвидации или уменьшения опасности; обеспечение лечебно-профилактического обслуживания; нормализацию санитарно-бытового обеспечения работающих.
Текущий план по охране труда разрабатывают на год с учетом мероприятий, предусмотренных пятилетним комплексным планом, изложенных выше требований, данных паспортизации, указаний вышестоящих и инструктирующих органов; требований правил, норм и стандартов безопасности труда и включают в соглашение по социальным вопросам и охране труда или коллективный договор. В составлении годового плана участвуют рабочие, колхозники, специалисты, профсоюзный актив, руководители подразделений. План обсуждают на собраниях коллективов и утверждают на общем собрании. Годовые планы по охране труда по отраслям хозяйства составляют с учетом номенклатурные мероприятий, паспортизации и хода выполнения пятилетних комплексных планов, а также плана мероприятий на текущий год, включенного в соглашение или коллективный договор. Отраслевые планы разрабатываются главными специалистами, согласовываются с инженером по охране труда и утверждаются руководителем хозяйства.
Оперативный план мероприятий охраны труда по периодам выполнения сезонных работ составляют одновременно с рабочими планами проведения этих работ или включают его туда отдельным разделом. Планы руководителей производственных подразделений разрабатывают на основе выписок из номенклатурных мероприятий, включенных в соглашение по участку, годовых планов работы главных специалистов, годового плана на периоды выполнения сезонных работ, предписаний инспектирующих органов и инженера по охране труда. Каждый план согласовывают с главным специалистом отрасли и инженером по охране труда.
Периодические планы включают в себя рабочий план инженера по охране труда, план работы кабинета охраны труда, план-график проведения проверок и паспортизации, планы обучения и повышения квалификации по охране труда и др. Мероприятия названных планов обеспечиваются денежными средствами и материальными ресурсами. По каждому пункту мероприятий назначается специалист, ответственный за его выполнение и сроки.
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет следующих средств: цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозяйственным способом), если мероприятия носят некапитальный характер; сметы расходов бюджетных организаций и учреждений, если мероприятия носят некапитальный характер (расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хозяйственно-договорных НИР, предусматриваются в плановых калькуляциях или сметах затрат на эти разработки); амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными.
На проведение мероприятий по охране труда в масштабе отрасли, в том числе НИР и проектно-конструкторских работ, разработку типовых инструкций, отраслевых, стандартов и правил, создание диафильмов и кинофильмов по охране труда, предприятия, организации, учреждения ежегодно отчисляют в специальный фонд Госагропрома не менее 5 % от стоимости мероприятий по охране труда, финансируемых за счет эксплуатационных расходов. Расходуются эти средства по согласованию с профсоюзом.
Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на выполнение конкретных мероприятий по охране труда, использовать на другие цели запрещается. Сэкономленные в результате проведенных мероприятий средства и ресурсы могут по согласованию с профкомами расходоваться на проведение дополнительных мерой приятий по охране труда.
(Паспортизация сельскохозяйственных подразделений на соответствие требованиям охраны труда)
Особая роль в эффективном контроле обеспечения безопасности отводится паспортизации на соответствие требованиям охраны труда.
Паспортизация объектов позволяет получить паспорт участка, дающий полную характеристику условий и безопасности труда. По каждому производственному участку предусматривается ежегодное заполнение ряда технологических карт паспортизации ТКП, образующих паспорт участка.
Проверку соответствия этим ТКП тракторов и сельскохозяйственных машин проводят в процессе паспортизации участка (мастерской машинного двора и др.) готовящего данное оборудование к техосмотру. Карты разрабатывают в различных вариантах: для тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин (прицепных и навесных). Содержащаяся в картах информация дается в сжатой и конкретной форме словесного и цифрового ответа. Часто к картам прилагают акты испытаний, проверок, экспертиз, освидетельствований. Каждая карта рассчитана на ежегодную паспортизацию объекта в течение пятилетки. Паспортизацию обычно проводят в два этапа руководитель участка и инженер по охране труда; контроль осуществляют вышестоящие организации и техническая инспекция по труду обкома профсоюза. Первый (подготовительный) этап включает издание приказа о паспортизации и подготовку самих объектов; устранение нарушений требований охраны труда. Второй этап заключается в проведении паспортизации по технологии, указанной в ТКП, в периоды года, когда максимально проявляется действие неблагоприятных факторов (как правило, IV и I кварталы года).
Кроме того, существует санитарно-технический паспорт сельскохозяйственного предприятия.
(Аттестация рабочих мест.) В арсенале профилактических мероприятий важное значение имеют выявление и оценка опасных и вредных производственных факторов. С этой целью в производстве проводится работа по инвентаризации и оценке рабочих мест. В основе работы лежит аттестация рабочих мест, проводимая в соответствии с постановлением Совета Министров.
Под аттестацией понимают оценку рабочих мест по трем уровням: техническому, организационному, условиям труда и технике безопасности. Указанные уровни характеризуются соответствующими коэффициентами.
Технический уровень рабочего места определяют с учетом коэффициентов прогрессивности машин и оборудования, использования их в течение суток и года, технического состояния машин и оборудования и соответствия их требованиям, предъявляемым к качеству работы или продукции.
Организационный уровень рабочего места определяют следующими коэффициентами: планировки рабочего места, технологического и организационного оснащения.рабочего места, организации и оплаты труда на рабочем месте, степени механизации рабочего места и нормирования труда на рабочем месте.
Уровень условий труда и техники безопасности характеризуется такими коэффициентами: санитарно-гигиенических условий труда, уровня охраны труда, эстетических и психофизиологических условий труда.
Показатели уровней оценивают по трехбалльной системе со значением баллов 1; 0,5; 0. При этом 1 баллом оценивается показатель, соответствующий нормативам; 0,5— показатель, имеющий несущественные отклонения от нормативов и которые могут быть устранены силами предприятия в. короткий срок; 0 баллов — показатель, имеющий значительные отклонения от нормативов, что отрицательно влияет на трудовой процесс.
Нормативы определяют на основе ГОСТов, ОСТов и других нормативных документов.
Аттестацию рабочих мест проводят раз-два в пятилетие комиссии, созданные в каждой организации. При аттестации заполняют соответствующие документы, таблицы, выводят окончательные результаты. Такие комиссии, руководствуясь указанным выше Положением об аттестации, принимают решения: аттестовать, не аттестовать, аттестовать с последующим улучшением (рационализацией), аннулировать рабочее место. Комиссии должны наметить предложения и средства для рационализации рабочих мест.
Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда является важным элементом системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда. Организацию обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда работников в системе Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь определяет “Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда в хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Минсельхозпрода”, утвержденное приказом Минсельхозпрода от 21 апреля 1997г № 115. Данное Положение устанавливает порядок и виды обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов, рабочих, учащихся, студентов, воспитанников, распространяется на всех нанимателей независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности и является обязательным для исполнения всеми хозяйствами, предприятиями, учреждениями и организациями Минсельхозпрода Республики Беларусь.
Ответственность за организацию и проведение обучения, инструктажей и проверку знаний по вопросам охраны труда возлагается на нанимателя.
Для проверки знаний по вопросам охраны труда приказом нанимателя создается одна или несколько комиссий в зависимости от количества работающих и специфики производства. Состав, порядок и форму работы комиссии определяют наниматели. При проверке знаний в работе должно участвовать не менее трех членов комиссии.
Проверка знаний руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений, имеющих объекты, производства и установки, подконтрольные органам государственного специализированного надзора и контроля, проводится в порядке, установленном Минсельхозпродом.
Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится в соответствии с Типовым положением о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвержденным совместным приказом и постановлением Министерства образования и науки и Министерства труда Республики Беларусь № 201/51 от 2 июня 1995 года и Положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда в хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Минсельхозпрода от 21 апреля 1997 года.
Конкретный перечень работ с повышенной опасностью составляется и утверждается нанимателем по согласованию с государственными специализированными органами надзора и контроля с учетом “Примерного перечня работ с повышенной опасностью”.
Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, цехах, на полигонах, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается проводить обучение на существующих рабочих местах.
Производственное обучение по профессиям, видам работ с повышенной опасностью предусматривается в учебных программах не менее 12 смен, а для других профессий и видов работ - не менее 4 смен.
Обучение и стажировка рабочего может проводиться за рубежом. В этих случаях допуск к работе рабочего осуществляется после проверки знаний по вопросам охраны труда.
Перечень работ и профессий, по которым проводится проверка знаний, состав, порядок работы комиссии устанавливается нанимателем с учетом требований “Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда в хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Минсельхозпрода” и других нормативных правовых актов (документов).
При проверке знаний рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, в состав комиссии включаются представители государственных органов надзора и контроля (по согласованию).
Работники нанимателя, являющиеся членами комиссии по проверке знаний по охране труда, предварительно проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии вышестоящего органа управления.
Проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих нанимателя, где не представляется возможность создать такую комиссию, проводится в соответствующих комиссиях других предприятий, организаций, учреждений на условиях взаимной договоренности нанимателей.
Рабочие, имеющие перерыв в работе по специальности более двух лет, а при работах, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности труда, - более шести месяцев, должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда до начала самостоятельной работы.
Рабочие, связанные с выполнением работ с повышенной опасностью, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими правилами.
Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом.
Рабочие, не прошедшие проверку знаний, к самостоятельной работе не допускаются.
При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторная проверка знаний назначается не позднее одного месяца и к самостоятельной работе по данной специальности на этот период он не допускается.
Рабочий, показавший неудовлетворительные результаты после повторной проверки знаний, к работе по данной специальности не допускается. Вопрос о его дальнейшем использовании решается нанимателем в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.
Обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов по охране труда осуществляется при всех видах обучения в соответствии с “Положением о беспрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от II января 1995 г. № 20.
Руководители и специалисты, принятые нанимателем на работу, проходят вводный инструктаж.
Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, ознакамливается вышестоящим должностным лицом с должностными обязанностями и организацией работы по охране труда, состоянием охраны труда и мерами по обеспечению безопасности труда на вверенном ему объекте, участке.
Не позднее одного месяца со дня вступления в должность и периодически не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда.
Проверку знаний по вопросам охраны труда проходят:
руководители и специалисты предприятий;
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах и производственных участках;
специалисты и педагогические работники, занятые обучением студентов, учащихся и лиц, повышающих свою квалификацию;
лица, осуществляющие проектирование объектов производственного назначения;
лица, осуществляющие контроль за соблюдением требований безопасности и гигиены труда при проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте объектов, машин, механизмов, оборудования и приспособлений.
Утвержден примерный перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда.
На основании указанных категорий и примерного перечня должностей руководителей и специалистов, а также с учетом специфики производства облсельхозпроды, республиканские организации и другие органы управления, наниматели определяют конкретный перечень должностей работников, подлежащих периодической проверке знаний по охране труда.
Перед проверкой знаний руководителей и специалистов организуются курсы или семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда.
Для проверки знаний руководителей и специалистов создается комиссия. В состав комиссии включаются работники служб охраны труда, юридической службы, главные специалисты (энергетик, механик, технолог и др.). Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится с участием представителей профсоюза (трудового коллектива), членом которого является руководитель или специалист, представителей государственных органов надзора и контроля (по согласованию).
Руководители и специалисты предприятий (организаций, учреждений и т.п.), на которых нельзя создать такую комиссию, и специалисты, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда проходят в соответствующих учебных заведениях или в комиссиях других однопрофильных по виду деятельности предприятий, организаций, учреждений на условиях взаимной договоренности нанимателей.
Члены комиссии, руководители предприятий (организаций, учреждений и т.п.), проходят проверку знаний в комиссии вышестоящего органа управления.
Члены комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда министерства проходят проверку знаний в Республиканской комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда.
Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем соответствующей комиссии.
Руководители и специалисты, проходящие проверку знаний, ознакамливаются с планом не позднее чем за 15 дней до проверки знаний.
Проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным правовым актам (документам) по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входят в их служебные обязанности.
Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдается удостоверение. Удостоверение действительно на всей территории Республики Беларусь.
Руководители и специалисты, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний. Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда во второй раз, решается нанимателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
В период между очередными проверками знаний могут проводиться целевые мероприятия (лекции, тематические курсы и т.п.) по повышению уровня знаний руководителей и специалистов по актуальным вопросам охраны труда, как правило, с участием представителей государственных органов надзора и контроля.
Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится:
при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов (документов) по охране труда;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;
при переводе руководителя (специалиста) на другое место работы или назначение его на другую должность, которая требует дополнительных знаний по охране труда;
по требованию государственных органов надзора и контроля по охране труда при выявлении нарушений действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда;
после несчастного случая с работающим со смертельным или тяжелым исходом.
По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый; целевой.
Вводный инструктаж по охране труда проводят:
со всеми работниками, которые впервые приняты на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа работы по этой профессии, должности;
с работниками, которые находятся в командировке у нанимателя и принимают непосредственное участие в производственном процессе (выполняемых работах);
с учащимися, воспитанниками и студентами, которые направлены к нанимателю для прохождения производственной практики;
с учащимися, воспитанниками и студентами в учебных заведениях перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и других местах.
Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого возложены эти обязанности, в присутствии начальника цеха (участка), а с учащимися в учебном заведении – преподаватель или мастер производственного обучения.
Вводный инструктаж проводится по программе, утвержденной нанимателем.
Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в “Журнале регистрации инструктажей, а также в документе о приеме на работу (карточке вводного инструктажа).
Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируется в журнале учета учебной работы, а с учащимися и воспитанниками, которые обучаются во внешкольных заведениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции или других форм занятий.
Вводный инструктаж не проводится для лиц, посещающих предприятие в сопровождении его работников.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:
со всеми работниками, принятыми на работу;
с работниками, переведенными из одного подразделения в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу, временными работниками;
со строителями, выполняющими строительно -монтажные работы на территории нанимателя;
с командированными, которые непосредственно принимают участие в производственном процессе (выполняемых работах) у нанимателя;
со студентами, учащимися и воспитанниками, прибывшими на производственную практику к нанимателю.
Все рабочие, в том числе выпускники профессионально-технических училищ, учебно–производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте проходят, при необходимости, в течение первых 2 –14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации рабочего) стажировку под руководством работника, назначенного приказом нанимателя.
С работниками, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж допускается проводить с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе, которая учитывает особенности производства (выполняемых работ) и требования нормативных правовых актов (документов) по охране труда или по инструкциям данного рабочего места.
Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкций на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводят:
при введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;
при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;
при нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда, которые могли привести или привели к травмированию, аварии или отравлению;
при требовании государственных органов надзора и контроля при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда;
при перерывах в работах – для работ по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования, более чем 2 месяца, а для остальных работ – 3 месяца;
при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных производствах.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызванных необходимостью его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах.
При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.
Целевой инструктаж проводится:
при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и т.п.);
при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т.п.;
при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и т.п.).
Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду- допуску разрешению, фиксируется в наряде-допуске, разрешении.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводят непосредственно руководители работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и т.п.).
Инструктажи на рабочем месте завершаются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков проведения безопасных способов работы.
Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки фиксируется в журнале регистрации инструктажа установленной формы (приложение 4) или в личной карточке обучения и инструктажа рабочего лицом, проводящим инструктаж. Подписи инструктируемого и инструктирующего в журнале обязательны.
Журнал инструктажей должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.