Групповая деятельность учащихся

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать:

- Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.

- Научить детей как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.

- Обязателен разбор ошибок совместной работы.

- Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.

- Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.

- Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

- Нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Преимущества группового обучения:

1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

2. Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

3. Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

5. Воспитывается взаимоуважение.

6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

9. Реализуется принцип деятельности.

10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

11. Учащиеся усваивают больший объем материала.

12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.

13. Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

14. Минимальный объем домашнего задания.

15. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп.

 

Вместе с тем групповая форма несёт в себе и ряд недостатков:

- трудности комплектования групп и организации работы в них;

- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения

- слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: