Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов

Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы (книга, меч и т.д.) так и абстрактные – непримиримая оппозиция, идеальное общество и т.д.

Специалисты считают, что «обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей» (Стоунс.Э., «Психопедагогика»), а «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.» (Талызина Н.Ф., «Управление процессом усвоения знаний»).

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Группировка исторических понятий как приём работы:

Частноисторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории данной страны.

Например: «патриции», «плебеи», «трибуны» относятся к истории Римской рабовладельческой республики, понятия «фараон», «шадуф», «сфинкс» - к истории древнего Египта, а понятия «астролог», «алхимия», «турнир», «миннезингер» - к культуре средневековья.

Частноисторические понятия, как правило, сравнительно просты и могут быть раскрыты учащимися в течение нескольких минут, в крайнем случае, в рамках одного урока.

Общеисторические понятия отражают и обобщают явления, свойственные определенной общественно-экономической формации: «рабы» и «рабовладельцы», «источники рабства», «рабовладельческая демократия», «крепостной» и «феодал», «феодальная лестница», «феод», «вассал», «сеньор», «буржуазия» и «наемные рабочие», «мануфактура», «капиталистическая фабрика», «экономические кризисы»

Представляют собой более высокую степень обобщения. Они более сложны для учащихся и раскрываются путем систематической работы из урока в урок в рамках темы, а иногда – ряда разделов курса.

Социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса. Понятия «производительные силы», «производственные отношения», «государство», «класс», «культура» - наиболее сложные и наиболее общие понятия. Они раскрываются, углубляются и обобщаются на материале всего школьного курса истории.

Основными и ведущими в школьном курсе истории являются общеисторические понятия. Их прочное усвоение учащимися безусловно обязательно.

 

Приемы и средства раскрытия исторических понятий

Предварительным условием формирования исторического понятия является наличие конкретных представлений и прочного знания соответствующих фактов.

Однако это не означает, что созданием целостной картины исчерпывается работа по формированию даже простейших частноисторических понятий. Необходима специальная работа по развитию понятийного исторического мышления школьников. В самом начале учитель встречается с рядом трудностей. Конкретность мышления, свойственная детям, нередко затрудняет обобщение существенных черт, отработку понятий. Без помощи учителя школьнику 5 – 6 классов подчас трудно оторваться от единичного образа и подняться к общему понятию.

Необходимо учить выделять в исторических явлениях главное, общее, существенное, учить делать обобщения, поднимать их мысль от единичного к общему, к понятию.

Итак:

· Формирование исторических понятий осуществляется в неразрывном единстве с созданием представлений.

· Исходным моментом формирования понятия служит целостная картина, элементы которой отобраны и препарированы так, чтобы она содержала все необходимые и достаточное для образования понятий.

· Учащимся, особенно на ранней ступени обучения истории, необходима помощь и руководство учителя, который учит их отрываться от единичных представлений, вычленять существенные признаки и общие связи между явлениями, подниматься к понятиям.

 

Таким образом, формирование исторического понятия складывается из следующих моментов:

· создание целостной картины исторического явления, в которой отобраны и включены все существенные признаки явления;

· вычленение существенных признаков явления;

· сообщение термина, закрепляющего данное понятие (термин может быть дан предварительно – в связи с целостной картиной, с рассказом или позже – на основе определения);

· определение понятия.

Разумеется, усвоение нового понятия требует дальнейшей работы:

· упражнение в использовании нового понятии, в употреблении нового термина на данном и на последующих уроках;

· выработка умения оперировать новым понятием, применять его для познания нового исторического материала или для анализа его с новых точек зрения.

 

В методике формирования исторического понятия заслуживают особого внимания два момента: прием сравнения и роль наглядности.

Сравнение мануфактуры и ремесленной мастерской выступает в качестве одного из приемов выявления существенных признаков нового явления, т.е. в самом процессе формирования нового понятия. Но сравнение может служить и средством уточнения понятий, уже усвоенных учащимися.

Роль наглядности

Простейшая таблица-иллюстрация для формирования понятий о различных группах средневекового крестьянства (лично свободных, зависимых и рабов-сервов), представляет собой по существу наглядное вычленение признаков изучаемых явлений. В таблице выделено владение или невладение землей, орудиями труда, скотом и жилищем. Графики, схемы, кроссворды.

Не следует забывать и старый, проверенный метод работы учеников с индивидуальными карточками.

Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала.

 

Вот некоторые более простые и короткие пути формирования исторических понятий:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: