Методика проведения структурно-функционального анализа: его содержание и значение

Но мнению П. В. Горы, структурно-функциональный анализ — это углубленный анализ содержания учебного материала предстоящего урока.

В этих целях анализируются стандарт, программа, учебное пособие, отбирается необходимый материал из научных публикаций, учебно-методической литературы. Это позволяет разработать основное содержание урока, выделить в нем структурные компоненты, прогнозировать результаты обучения, формулировать цели урока, отбирать наиболее эффективные методические приемы и средства, организовывать познавательную деятельность учащихся.

Структурный анализ дает возможность отделить главное от второстепенного, разделить содержание учебного материала на структурные компоненты: теоретический материал, главные и неглавные факты, теоретические выводы, обобщения, ценностные ориентиры. При этом особенности содержания курса "Обществознание" (11-й класс), его интегративный характер требуют использовать факты не только для иллюстрации, но и для более глубокого осмысления процессов, явлений прошлого и современности, усвоения теоретического содержания курса, выводов и обобщений. Учителю важно находить оптимальное сочетание фактического и теоретического материала, чтобы формировать знания, способы деятельности, ценностные ориентиры учащихся.

Функциональный анализ дает возможность с учетом структурного анализа прогнозировать результаты, определить образовательные, воспитательные, развивающие цели урока, отобрать приемы и средства учебной работы.

Цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования служит деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученность, развитости и воспитанности учащихся.

Цель урока отличается конкретностью (указываются средства ее достижения) и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Чтобы достичь цели урока, необходимо решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

Воплощение дидактических задач для достижения целей урока находит конкретное выражение в методике преподавания обществознания. При формулировании образовательных, воспитательных и развивающих целей урока важно определить, как будет достигнут предполагаемый результат. Учитель может использовать определенный алгоритм действий, позволяющий прийти к планируемому результату через определенные шаги.

Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе

Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными госу­дарственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, прини­маемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подго­товки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспече­нию образовательного процесса.

На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.

Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:

Простой календарный план

Разделы тем (тематические блоки) Количество часов Календарные сроки изучения
     

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (тематические блоки) Количество часов Занятия и основные вопросы Календарные сроки
       

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование

№ п/п Название раздела, главы, темы урока Кол-во часов Основные понятия, термины, идеи Основные умения Межпредметные и внутрикурсовые связи Тип и форма урока Средства обучения Способы проверки знаний и умений примечание
                   

Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.

После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует не­сколько вариантов оформления. Приведем один из них.

Урок №....

Тема урока:....

Цели урока:....

Тип урока:....

Форма урока:....

Оборудование урока:....

Ход урока

Методы работы Деятельность учите­ля Деятельность уча­щихся Отведенное время

Характеристика новых школьных учебников по истории России (САЮТИН ОБЕЩАЛ КИНУТЬ, ПЕРЕШЛЮ КАК КИНЕТ)

ИСТОРИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: