А) Формирование понятия путем простого описания изучаемого явления или краткого рассказа о нем и закрепления содержания понятия новым термином

Пример: формирование понятия «мотыжное земледелие» в курсе древней истории. Описание: «Мужчины топорами расчищали от кустарников участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зерна в землю. Такое земледелие называется мотыжным».

Б) Формирование понятия путем перечисления явлений, охватываемых данным понятием.

Пример: Понятие «культура». 1. В младших классах трактовка: письменность, наука, искусство. 2. На материале древней Греции это первоначальное, приблизительное понятие обогащается, уточняется, конкретизируется включением новых явлений. 3. В старших классах учащимся дается определение культура близкое к научному.

В) Формирование понятия путем примера – один из простейших способов. Так, понятие «оппозиционная партия» мы поясняем путем примера из парламентской борьбы в Англии 19 века.

Г) В иных случаях достаточно сжатого объяснения нового понятия. Пример: «Так как результаты переписи податного населения (крестьян, посадских – тех, кто платил подушную) оказались крайне неточными, правительство Петра I назначило проверку, ревизию, этих сведений о количестве населения. С этих пор переписи податного населения стали называться ревизиями, а сведения, которые сообщали, сказывали помещики о числе имевшихся у них крепостных душ мужского пола, - ревизскими сказками.

Основные приемы изложения главных исторических фактов: приемы повествования, описания

I. Приемы изучения внешних признаков главных исторических фактов и явлений → формирование исторических представлений.

 

1. Повествование – изложение событий истории в их последовательном развитии:

 

а). краткое сообщение фактов без глубокого раскрытия их содержания и сущности;

 

б). сжатое, конспективное изложение или сообщение неглавных исторических фактов – используется для установления связи с основными, главными фактами, для создания у учащихся более цельного представления о ходе исторического процесса. (Война нач. 19в. рассматривается конспективно, а Отечественная война 1812г. – подробно).

 

в). рассказ – сюжетное историческое повествование, образное, эмоциональное воссоздание конкретной картины исторического события в его развитии (завязка, кульминация, развязка). Данный прием используется при изучении военных сражений, народных восстаний. Формами сюжетного повествования являются: прием персонификации (повествование о действиях вымышленного лица – о его судьбе, условиях жизни, поступках) и прием драматизации (повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся выяснить конфликтную ситуацию). В дореволюционной школе на уроках истории ученики разыгрывали мини-постановки (Гартвиг).

 

2. Описание – последовательное изложение существенных признаков, важнейших черт и особенностей фактов (исторических событий и явлений).

 

а). картинное – воссоздание картин природы, быта людей, географической среды, общественной и хозяйственной жизни (рассказ без сюжета). Например, описание облика города, замка феодала, Олимпийских игр в Греции.

 

б). аналитическое описание – выделяются существенные признаки или детали. Например, описание орудий труда, оружия, военной организации, государственного устройства, памятников архитектуры (устройство пирамиды).

 

Разновидностью описания является образная характеристика типичных представителей общества – крестьян, ремесленников, купцов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: