Образовательный портал как инфокоммуникационная среда взаимодействия субъектов образовательного процесса

Инфокоммуникационная образовательная среда – это совокупность условий (педагогических требований), обеспечивающих:

− осуществление деятельности субъектов образовательного процесса с информационным ресурсом (сбор, обработка, продуцирование, транслирование, применение и информации), в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Интернет;

− осуществление информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, осуществляемое с помощью интерактивных средств информационных и коммунмкационных технологий;

− осуществление информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса и интерактивным распределенным информационным процессом.

Инфокоммуникационная среда состоит из множества информационных объектов и связей между ними, средств и технологий сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, знаний, средств воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационных и юридических структур, поддерживающих информационные процессы и информационное взаимодействие [4].

Создавая инфокоммуникационную среду, общество функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. Создание инфокоммуникационной среды предполагает использование клиент-серверной технологии. Данные, необходимые для работы системы, хранятся на компьютере-сервере, а доступ к ним осуществляется через клиентское приложение (или приложения). Реализация этой технологии возможно созданием модели трехзвенной архитектуры, в которой имеется пользователь-клиент (уровень клиента), сервер БД (уровень базы данных), а также сервер приложений (средний уровень, несущий в себе логику работы с данными, систему защиты информации). Сервер приложений осуществляет запросы к серверу БД по требованию клиентов, что упрощает разработку и сопровождение клиентов. Разделенные на отдельные фрагменты приложения уменьшают нагрузку и на машине-клиента, и на сервер БД, перенося соответствующие операции на специализированный сервер приложений. При этом серверная часть приложений лучше защищена.

Рассмотрим технологические подходы к созданию единой автоматизированной информационной системы обеспечивающей функционирование инфокоммуникациионой среды для образовательного процесса.

Создание единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) является основой для успешного функционирования инфокоммуникационной среды образовательного процесса, что возможно при наличии определенного уровня программно-аппаратных средств и специализированного информационного обеспечения. При функционировании инфокоммуникационной среды образовательного процесса предполагается обязательное наличие общих информационных ресурсов любого объема в отдельных информационных сетях подразделений учебного заведения. Эти информационные ресурсы могут содержать как сведения о структуре и содержании учебно-воспитательного процесса и научно-педагогических исследований в целом, так и приложения, обеспечивающие организационное сопровождение учебного процесса и научно-педагогических исследований, автоматизацию информационно-методического обеспечения учебного процесса, научных исследований и управления процессами решения конкретных специфических научно-исследовательских проблем и педагогических задач учебного назначения.

Основной задачей функционирования инфокоммуникационной среды дистанционного обучения является обеспечение всех условий для удовлетворения необходимых потребностей обучаемых на основе оптимального использования имеющихся в настоящее время распределенных информационных ресурсов научно-педагогического назначения.

Учитывая вышесказанные положения, предлагаем структуру образовательного портала, которая состоит из организационного и исполнительного блоков (рисунок 1).

Организационная структура образовательного портала содержит следующий состав:

Научно-методический совет (НМС) портала – главный руководящий орган портала.

Координатор работ по созданию и функционированию портала обеспечивает общее руководство и необходимые условия для создания и нормального функционирования портала (финансовое, материальное и правовое сопровождение портала).

Научный руководитель портала:

· формирует редакционную коллегию портала, обеспечивающую сбор и качественное предоставление информации в рубриках портала и отвечающую за динамичность обновления содержания рубрик;

· предлагает кандидатуры руководителей тематических групп по направлениям отбора и подготовки образовательного материала и контролирует формирование групп из наиболее опытных педагогов образовательных учреждений;

 

Рисунок 1­ ­­­­­­­­­­­– Организационная структура образовательного портала

· предлагает состав технологической группы для создания и сопровождения портала;

· организует и контролирует работу по осуществлению проекта в целом.

Редакционная коллегия – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:

· планомерный сбор необходимой информации;

· качественное, своевременное наполнение и обновление рубрик портала информационно-образовательными ресурсами;

· формирование ссылок на сайты других образовательных учреждений и на тематические сайты, содержащие информацию по тематикам портала;

· подготовка информационно-методического материала в необходимых стандартах;

· решение текущих организационных вопросов по информационному наполнению рубрик портала.

Экспертная группа – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:

· отбор и подготовка информационно-методического материала по выделенным приоритетным направлениям;

§ анализ существующих распределенных ресурсов по представлению редакционной коллегии; подготовка рекомендаций к размещению на портале информационных и учебно-методических материалов.

Группа программного обеспечения и администрирования портала (ПОАП) – исполнительный орган, выполняющий следующие функции:

§ разработка и сопровождение программного комплекса портал;

§ сопровождение и администрирование портала (сервера);

§ разработка программных продуктов образовательного направления.

Инфокоммуникационная среда образовательного процесса должна представлять собой комплекс программных, программно-аппаратных и технических средств телекоммуникационного доступа, а также обеспечения поддержки процессов учебного и инфокоммуникационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: