Существует несколько различных классификации порталов.
1. В зависимости от контента и предоставляемого сервиса выделяют:
· информационный портал – основная цель такого портала предоставление информации;
· портал для совместной работы – такой портал ориентирован в основном на организацию взаимодействия людей и компьютерных технологий;
· портал экспертизы – занимается организацией совместной работы людей на основе их опыта и интересов (проводится экспертиза уровня знаний пользователя, полученных от взаимодействия);
· портал знаний является своеобразной комбинацией перечисленных выше типов, помимо этого в сферу услуг входит обеспечение такого портала обеспечение возможностью доставки персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени;
2. В зависимости от разноплановости контента различают:
· Вертикальные порталы – порталы посвященные конкретной тематике и предоставляющие в рамках ее определенные сервисы.
Вертикальные образовательные порталы создаются по областям знания (гуманитарный, естественнонаучный, педагогический) или содержат специализированную информацию (например, тесты по ЕНТ и т.д.).
· Горизонтальные порталы – порталы общего характера, предлагающие набор сервисов по различным темам (Rambler, Yahoo и т.д.).
Горизонтальные порталы ориентированы на максимально широкий охват интересов пользовательской аудитории. Они обеспечивают общий доступ к интегрированному каталогу информационных ресурсов, размещенных на специализированных серверах. Таким образом, горизонтальный образовательный портал осуществляет интеграцию вертикальных порталов в образовании.
3. В зависимости от глобальности и масштабности предлагаемых ресурсов выделяют:
· центральные порталы – порталы интегрирующие основополагающие (глобальные) информационные ресурсы;
· региональные порталы – порталы, специализирующиеся на предоставлении информационных ресурсов в основном регионального значения и представляющих собой своеобразное ядро региональной информационной системы.
Задачи образовательного портала
Функционирование и развитие единой образовательной информационной среды, а также разработка системы образовательных порталов обеспечивают решение следующих задач:
· повышение качества образования во всех регионах Казахстана (развитие системы стандартизации в образовании, формирование единой среды для сертификации и тестирования, создание образовательных систем качества);
· создание условий для поэтапного перехода у новому уровню образования на основе информационных технологий (развитие систем представления образовательной информации начиная от мультимедиа и заканчивая сетевыми системами доставки контента, развитие дистанционного образования, создание систем открытого образования);
· сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны (обеспечение доступности новейших методических материалов и их архивов, создание инструментальных средств педагога, в том числе сетевого инструментария, создание условий для саморазвития педагогов, создание системы сетевых рабочих мест для преподавателей).
Образовательный портал позволяет реализовать эффективные среды для организации форумов и ведения совместных проектов и создания обобществленных образовательных технологических систем (комплексов учебных пособий, учебных планов и программ, распределенных семинаров, практических и лабораторных занятия, систем тестирования и прочее).
Образовательный портал является сложным человеко-машинным программно-информационным комплексом, предназначенным для аккумуляции готовой, а также для подготовки, размещения и использования распределенной научной, научно-методической, образовательной и другой информации, предназначенной для совершенствования организации образовательного процесса и управления им в разных учреждениях, предоставления информации различным категориям пользователей.
Основная цель создания и развития портала – информационно-методическая поддержка деятельности субъектов образовательного процесса. Образовательный портал для этого должен стать комплексным, открытым инструментом накопления и использования распределенных образовательных ресурсов, эффективным средством формирования имиджа образовательной системы. Образовательный портал является системой, выполняющей миссию обеспечения информационно-методическими материалами учителей и обучающихся разных категорий, интеграции опыта инновационной работы в образовательных учреждениях.
Исходя из того, что портал является сложным человеко-машинным, программно-информационным комплексом образовательного сообщества, особой инфраструктурой автоматизации и совершенствования системы управления образованием, повышения качества информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса, требуется выполнение совокупности условий для создания и эффективного функционирования портала.