Система условий создания и функционирования образовательного портала:
· наличие научно-образовательной корпоративной сети региона;
· наличие материально-технического обеспечения создания и функционирования образовательного портала (собственного сервера для размещения информации и программного комплекса портала, рабочих мест для специалистов, доменного имени и адреса в сети Интернет;
· предоставление информационных материалов для размещения на портале организациями, изъявившими свое намерение принимать участие в деятельности портала;
· активное использование творческого потенциала педагогических кадров и специалистов образовательных учреждений для создания и обновления информационно-методических материалов и рубрик портала;
· наличие группы специалистов: для создания и поддержания программного обеспечения портала, для подготовки и непрерывного ведения информационного наполнения и обновления всех рубрик портала;
· наличие проработанной архитектуры и программного обеспечения регионального портала образовательного сообщества на основе принципов взаимосвязи и функционирования сайтов образовательных учреждений города и области;
|
|
· участие всех заинтересованных образовательных учреждений в непрерывном обновлении информации о своей деятельности на региональном портале. Учреждения, имеющие собственные сайты могут представить на региональный портал баннеры для обеспечения свободного выхода на сайт образовательного учреждения пользователей регионального портала;
· наличие свободного доступа к информационным ресурсам портала для разных категорий пользователей.
Принципы создания и развития портала
Рассмотрим набор общих требований к портальным конструкциям в сфере образования в форме системы базовых принципов и рекомендаций, описывающих концептуальные, конструктивные и другие требования.
Централизованность накопления образовательных ресурсов.
Системность. Системный подход к созданию и размещению информации в тематических рубриках портала.
Добровольность. Принцип добровольного участия всех заинтересованных сторон в создании и ведении рубрик портала является главным принципом функционирования портала и формирования имиджа своего предприятия, организации, учреждения;
Коллективное и индивидуальное использование распределенных образовательных ресурсов.
Открытость. Свободный, но авторизованный доступ ко всем видам работ, проводимых специалистами при создании и функционировании регионального портала образовательного сообщества.
Инновационность. Совершенствование технологий обучения (дистанционных, открытых и опережающих образовательных технологий) на основе активного использования компьютерных средств обучения и телекоммуникационных средств связи.
|
|
Экспертный отбор информации. Проведение экспертизы предлагаемой информации и подготовка рекомендаций к размещению информации в принятых стандартах.
Непрерывное контролирование и анализ создания, накопления, обновления и использования образовательных ресурсов.
Совместное финансирование деятельности портала включает: использование материально-технических, кадровых, и информационных ресурсов, изъявивших желание сотрудничать в создании и ведении информационно-образовательного портала.
Выступая как компонент системы образования, портал сможет обеспечивать сбор и подготовку комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов и свободный доступ к ним за счет эффективного механизма поиска собственных и внешних образовательных Интернет-ресурсов.
Организация представления учебной информации на портале
Одним из основных вопросов функционирования информационно-образовательного портала является его информационное наполнение – контент. Его полнота и структурированность в большей степени определяют эффективность использования всего портала в учебном процессе.
Весь объем представленной на портале информации может быть разбит на несколько категорий:
− учебно-методическая информация;
− административная информация;
− техническая информация.
Ядром информационно-образовательного портала является система образовательных ресурсов. Одной из первоочередных задач разработки информационно-образовательного портала организаций является создание каталога образовательных Интернет-ресурсов, которые планируется предоставлять пользователям:
· создание эффективного механизма поиска ресурсов, конкретного пользователя;
· ревизия наличия и отсутствия образовательных ресурсов, относящихся к различным категориям;
· содействие созданию качественных образовательных Интернет ресурсов.
Под Интернет ресурсами понимаются:
− файл или набор файлов в различных форматах, содержащие текст, текст с графикой, мультимедиа данные, исполняемую программу или дистрибутивный набор программного продукта, который в процессе использования передаются через Интернет на компьютер пользователя;
− интерактивные системы с Web-интерфейсом (информационно-поисковые системы, банки и базы данных, словари, энциклопедии, электронные учебники, системы тестирования, экспертные системы и т.д).
Образовательные Интернет-ресурсы являются сужением предыдущего понятия, они включают в себя:
· Интернет-ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области;
· Интернет-ресурсы, предназначенное для информационного обеспечения системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием.