Важными характеристиками образовательного портала являются следующие [3]:
· персонализация для конечных пользователей – независимо от того, предназначено клиентское место портала для индивидуального пользователя или сообщества, портал должен позволять настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого индивидуально;
· организация клиентского места – пользовательской рабочей среды, которая позволила бы устранить информационные перегрузки – доступ пользователя к информационным ресурсам должен быть организован наиболее удобном и консолидированном виде;
· распределение ресурсов – обеспечения разделения некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей. Например, к некоторым уровням могут иметь доступ только администраторы. Порталы должны обеспечивать идентификацию пользователя, т.е. поддерживать аутентификацию, единую регистрацию на сервере, создание карты прав доступа и т.д;
· отслеживание выполнения работ – эта характеристика важно для персонификации портала, которая устанавливается в начале его использования конкретным человеком и нарастает по мере накопления информации о его интересах;
· активный доступ и отображение информации из хранилища данных – способность портала обеспечить доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т.д.), также является основополагающим фактором;
· локализация и обнаружение нужных людей и информация – используемые поисковые механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой.
Таким образом, исходя из определения понятия «портал» как входной точки для получения искомой информации и основных характеристик этой структуры можно выделить следующие требования, предъявляемые к порталам [1]:
· обслуживание большого числа пользователей;
· широкий спектр информации;
· поддержка основных сетевых форматов;
· широкие возможности персонализации;
· реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, использующих в качестве источников различные информационные ресурсы (структурированные, неструктурированные, метаданные), оценка достоверности и полноты полученных данных;
· обеспечение защиты хранящейся информации с использование программных и физических способов обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т.д.);
· интеграция – обеспечение возможности взаимодействия пользователей со всеми приложениями и информационными ресурсами через единый интерфейс;
· разбивка хранимой информации на категории – категоризация, автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска;
· приложения интеллектуального анализа – системы управления знаниями.
Основная ценность портала определяется его информационным наполнением называемым «контентом». В это понятие входит все, так или иначе касается информации, которая размещена на портале, его информационных ресурсов.
Цель любого портала – это прежде всего предоставление конкретному пользователю необходимой ему информации в течение минимального времени и без дополнительных затрат на просмотр несущественных материалов, переключение между разными интерфейсами и т.д. [3].
Контент, являясь одним из ключевых понятий порталостроения, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» посетителя к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые выгодно выделяли его среди уже имеющихся структур, а именно быть структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т.д. Таким образом, правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом.
Одной их основных форм, определяющих представление и распространение контента на портале является персонализация – система регистрации пользователя. Персонализация используется большинство Web-серверов. Для этого используются механизмы фильтрации информации и анализа работы пользователя, с их помощью удается определить ту область, которая может заинтересовать его.