Взаимодействие субъектов в условиях образовательного портала

В педагогическом плане взаимодействие определяет само существование образовательных и воспитательных процессов, с ними связаны цели и содержание, методы и формы педагогической деятельности, мотивы поведения и движущие силы педагогического процесса.

Этот процесс сегодня рассматривает обучающегося как субъекта изменений, соучастника образовательного процесса, как творческую личность, а не как объект внешних воздействий и влияний (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.Ф.Шаталов). В связи с этим на рисунке 2 изображены основные функции ваимодействия субъектов образовательного портала.

 

Рисунок 2 – Взаимодействие субъектов

 (учитель, ученик, общественность, родители и др.)

При выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях образовательного портала целесообразно учитывать следующие основные критерии выбора средств электронного обучения:

· Функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие;

· Надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управление и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования;

· Стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей;

· Стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение, наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (учеников);

· Наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения;

· Поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;

· Система проверки знаний. Позволяет в режиме он-лайн оценить знания учеников. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах, также такую систему можно использовать для обратной связи и контроль активности участвующих на форумах;

· Модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собой набор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах;

· Удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому и общаться с инструктором.

· Обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение). Также использование технологий «завтрашнего дня», которые поддерживаются ограниченным кругом программного обеспечения, существенное снижает круг потенциальных пользователей.

· 100% мультимедийность. Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов.

· Масштабируемость и расширяемость. Возможность расширения как круга слушателей обучаемых по СДО, так и добавления программ и курсов обучения и образования.

· Перспективы развития платформы. СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств.

· Кросс-платформенность СДО. В идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде, как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин. Пользователи должны использовать стандартные средства без загрузки дополнительных модулей, программ и т.д.

· Качество технической поддержки. Возможность поддержки работоспособности, стабильности СДО, устранения ошибок и уязвимостей как с привлечением специалистов компании разработчика СДО, так и специалистами собственной службы поддержки организации.

· Наличие (отсутствие) национальной локализации продукта. Локализованная версия продукта более дружественная как для администрирования, разработки курсов, так и для конечных потребителей образовательных услуг.

Для обеспечения функционирования и поддержки развития инфокоммуникационной среды дистанционного обучения должны быть созданы следующие отраслевые банки и базы данных (БД):

· БД аннотированных источников научно-педагогической продукции, в том числе электронных средств образовательного назначения и инструментария разработки программных продуктов учебного назначения;

· БД разработчиков продукции образовательного назначения (научно-педагогической, учебно-методической, программно-методической, электронных средств образовательного назначения), изготовителей учебного оборудования, приборов, учебно-методических комплексов для оснащения образовательных учреждений;

· БД научно-исследовательских, учебно-методических материалов и разработок в области образования;

· БД конструкторско-технологической, технической, инструктивной и нормативно-методической документации для разработки и использования продукции образовательного назначения;

· БД пользователей;

· Банк образовательных объектов;

· БД тестовых заданий и т.д.

Основой инфокоммуникационной среды взаимодействия образовательного процесса должна стать система, обеспечивающая функционирование и развитие единого информационного пространства, реализованного в соответствии с согласованными требованиями к разработке, эксплуатации и сопровождению приложений учебного и научно-исследовательского назначения, в том числе реализованных в сетях.

В традиционной системе обучения, в которой основными участниками информационного взаимодействия являются учитель и ученик, информационное взаимодействие образовательного назначения может быть представлено в двух вариантах. В первом варианте информационного взаимодействия существует наличие обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия (учителем и учащимся) и не предполагается использование дополнительного средства обучения (таблица, модель, прибор и т.д.). Во втором варианте информационного взаимодействия с применением в учебном процессе традиционных средств обучения (таблица, модель, прибор, учебная книга и т.д.), не обладающих интерактивностью, также можно наблюдать наличие обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия: учителем и учащимся. В этих вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения активность ученика ограничивается возможностью поиска информации из книг.

Рассмотрим вариант информационного взаимодействия образовательного назначения между учителем (учеником), учителем и средством обучения, функционирующим в образовательном портале, при наличии обратной связи с каждым из них. В средство обучения, функционирующее в образовательном портале, встроены элементы технологии обучения, обеспечивающие контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на формирование определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания. При этом возможны обратная связь между пользователем и средствами информатизации и коммуникации: информационно-поисковая деятельность, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, архивное хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных.

При этом структура информационного взаимодействия в образовательном процессе: появляется интерактивный партнер как для учителя, так и учащегося. Учитель не тратит время на пересказ учебных материалов, а решает творческие и управленческие задачи. Меняется также роль учащегося: из пассивного потребителя предоставляемой ему информации он переходит на путь поиска информации, ее обработки (большого объема за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Таким образом, образовательный процесс переходит на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации, имеющихся в образовательном портале.

Рассмотрим дистанционное взаимодействие в образовательном портале, когда оно осуществляется с использованием современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы Интернет, т.е. дистанционное взаимодействие в условиях образовательного портала, создающей совокупность условий для осуществления деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые взаимодействуют с учителем и учащимися как с субъектами дистанционного взаимодействия образовательного процесса. Этот вариант дистанционного взаимодействия предполагает реализацию разнообразных способов поиска, отбора передачи информации и различных видов знания из практически неограниченного информационного ресурса Интернет (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Модель учебно-педагогического взаимодействия

 

Реализация возможностей дистанционного взаимодействия в образовательном портале создает учащимся условия для самостоятельной разработки учебной тематики, сообразно своей индивидуальной программе, условия выбора направления дальнейшего продвижения в учении. Учитель при этом выполняет роль куратора. В процессе осуществления информационного взаимодействия образовательного назначения активность проявляет не только учитель и учащиеся, но и средство обучения, функционирующее в образовательном портале.

Структура дистанционного взаимодействия в образовательном процессе осуществляемого учеником, преподавателем  с источником распределенного информационного образовательного ресурса в образовательном портале (Рисунок 4).

В этом случае образовательный портал не только является источником учебной информации, предоставляя информационный потенциал информационной среды, но и обеспечивает осуществление деятельности как учащимися, так и учителем, а также обеспечивает информационное взаимодействие интегративного характера, направленное на реализацию идей открытого образования и использования всего информационного потенциала информационной среды.

В связи с вышеперечисленным отметим характерные особенности образовательного портала.

 

 

Рисунок 4 – Структура дистанционного взаимодействия

 в образовательном процессе

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: