Методические указания

Планирование – это одна из важ­нейших функций и составных частей управления производством, предприятием. Оно представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих дейст­вий, определения направления развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намечен­ной цели, устанавливаются намечаемые конечные результаты.

Элементами планирования являются прогнозирование, постановка задач, кор­ректировка планов.

План отличается от прогноза тем, что он не предположение, а четкое задание. Хозяйственные планы содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления этих планов. В рыночной экономике каждый хозяйст­вующий субъект сам вырабатывает свой план действий, т.е. имеет место самопланирование.

Студентам следует усвоить последовательность этапов процесса планирова­ния, значение каждого из них.

План развития предприятия включает примерный перечень разделов: план производства продукции; план развития науки и техники; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капи­тального строительства; план материально-технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллектива; план мероприятий по охране природы и ра­циональному использованию природных ресурсов. После разработки разделов произ­водится их взаимная корректировка и увязка.

Планы теснейшим образом связаны со временем, поскольку они разрабатыва­ются на определенный период. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. С этой точки зре­ния различают краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Их раз­личие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования не изменяется. Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности показателей плана и сужается количество показателей.             

Планирование предпринимательской деятельности основано на бизнес-плане, который рассматривается как форма внутрифирменного планирования. Бизнес-план-это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуще­ствить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы. Он помогает предпринимателям решить задачи: изучить емкость и перспек­тивы развития будущего рынка сбыта; оценить затраты, необходимые для изготовле­ния и сбыта нужной продукции, соизмерить их с возможными ценами продаж и опре­делить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружить возможные "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его реализации; определить показатели, по которым можно будет регулярно определить состоя­ние своих дел.

Поскольку бизнес-планы разрабатываются применительно к отдельным круп­ным операциям или распространяются на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность предприятия, они отличаются по структуре и содержанию, степени дета­лизации. В бизнес-плане могут отражаться характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производ­ства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования  инвестиций, сводка контрольных показателей.

Бизнес - план составляется на 3-5 лет (для первого года основные показатели в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, а далее - в годовой).

[1, с. 138-148; 6, с. 586-587,652-655; 7, с. 314-340; 8, с. 422-434; 13, с. 264-276; 15, с. 535-545; 16, с. 308-343].

 

Практическое занятие

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Цель внутрифирменного планирования.

2. Понятие планирования.

3. Назовите виды планирования в зависимости от временного горизонта.

4. Укажите примерный перечень разделов бизнес-плана.

5. Назовите этапы планирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: