Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Студент должен:

 

знать:

- источники образования прибыли;

- виды рентабельности;

 

уметь:

- рассчитывать уровень рентабельности.

 

Прибыль предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии.

Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.

Методические указания

 

Показатель валовой (балансовой) прибыли характеризует общую сумму при­были предприятия, полученную за определенный период, и отражает конечный фи­нансовый результат его производственно-хозяйственной деятельности.

    Студенты должны усвоить процесс формирования прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации основных средств и иного имущества (прочей прибыли), прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, не связанных с основной деятельностью предприятия.

На промышленном предприятии основную массу прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Она рассчитывается как разница между выручкой от реали­зации продукции в действующих ценах без учета установленных налогов и затратами на ее производство и сбыт.

Налогооблагаемая (расчетная) прибыль формируется из валовой прибыли за вычетом рентных платежей, прибыли, не облагаемой налогом или облагаемой в осо­бом порядке.

Чистая прибыль может быть уменьшена на величину штрафов в бюджет, налогов, расходы по которым покрываются из этого вида прибыли. Из прибыли, ос­тающейся в распоряжении предприятия, формируются резервный фонд, фонд накоп­ления, фонд потребления.

Рентабельность – один из основных показателей эффективности деятельности предприятия. Он характеризует уровень отдачи затрат, вложенных в процесс произ­водства и реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность производства определяется по формуле:

 

Урентбал = (Прбал х 100%) / (ОФ + ОС),

 

 

где         

Прбал - прибыль балансовая, руб.;

ОФ - стоимость основных фондов, руб.;

ОС - стоимость оборотных средств, руб.

 

Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:

Уренткп = (Пркп х 100%) / Скп ,

 

где         

Пркп - прибыль от реализации конкретного вида продукции, руб.;

 Скп - себестоимость этой продукции, руб.

 

Примеры расчета показателей (в условных цифрах)

 

Пример 1. Выручка от реализации продукции составила 719640 руб. без учета действующих налогов, а затраты по ее производству и реализации - 701270 руб. Прибыль от реализации излишнего имущества составила 4120 руб., а от внереа­лизационных операций-3170 руб.

           Определите структуру прибыли предприятия и сделайте вывод.

 

Решение

 

1.Прибыль от реализации продукции

719640 – 701270 = 18370 руб.

2.Общая сумма прибыли предприятия

18370 + 4120 + 3170 = 25660 руб.

3.Структура прибыли предприятия:

от реализации продукции                   (18370 / 25660) х 100% = 71,6%

от прочей реализации                           (4120 / 25660) х 100%=16,1%

от внереализационных операций          (3170 / 25660) х 100%=12,3%

 

Наибольший удельный вес в прибыли предприятия занимает прибыль от реали­зации продукции.

Пример 2. Прибыль от реализации изделия «А» составила 120 руб., а себестои­мость его производства и реализации-800 руб.

Определите рентабельность изделия "А".

 

Решение

 

1.Рентабельность изделия "А"

Урент = (120 / 800) х 100% = 15%

 

[3, с. 235-248; 6, с. 492-503; 13, с. 20-23,69-81,128-140; 16, с. 194-203].

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие прибыли.

2. Укажите перечень внереализационных доходов.

3. Назовите направления использования фонда накопления.

4. Понятие рентабельности.

5. Укажите формулу расчета рентабельности продукции.

 

Раздел 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 5.1. Бизнес - планирование

Студент должен:

 

знать:                                                                                                                                                                                 

- сущность внутрифирменного планирования;

- структуру бизнес-плана;

уметь:

- рассчитывать основные показатели бизнес-плана.

 

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы планирования. Элементы планирования: прогнозирование; постановка задач; корректировка планов.

Этапы планирования: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определение задач; определение путей и средств достижения поставленных задач; выбор оптимальных вариантов развития; контроль за достижением поставленных задач путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Виды планирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг; оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга, план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций, сводка контрольных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: