Тема 5.3. Экономические показатели деятельности

Посреднической организации (фирмы)

Студент должен:

 

знать:

- экономические показатели деятельности посреднической организации;

 

уметь:

- рассчитывать экономические показатели.

 

Объемные показатели, характеризующие деятельность посреднических организаций, их составные части.

Организация рационального выбора форм товародвижения. Порядок учета объемных показателей.

Понятие товарных (сбытовых) запасов посреднических организаций, их характеристика.

Объективная необходимость создания запасов.

Виды запасов готовой продукции. Расчет интервалов поставки продукции.

Издержки обращения посреднических организаций, их экономическая сущность и классификация. Уровень и структура издержек обращения. Факторы, определяющие величину издержек обращения.

Доходы, рентабельность и прибыль посреднических организаций.

 

Методические указания

 

К объемным показателям деятель­ности посреднических организаций относят объем поставок продукции и объем оп­товой реализации. Связь между ними выражается формулой:

 

Ро = По + Он – Ок,

 

 

где         

По-объем поставок продукции по всем источникам заготовки, руб.;

Ро-объем оптовой реализации (объем реализации в покупных ценах), руб.;

Он-остаток товаров на складах на начало планового периода, руб.;

Ок-остаток товаров на складах на конец планового периода, руб.

Остатки товаров на начало планового периода исчисляют как ожидаемые:

Он = Оф + Пож – Рож,

где         

Оф-фактический остаток товаров на дату составления плана, руб.;

Пож (Рож) - ожидаемое поступление (ожидаемый расход) товаров за период от даты составления плана до начала планового периода, руб.

 

Остатки товаров на конец планового года известны как нормативные в днях реализации, поэтому возникает необходимость их расчета в абсолютном выражении:

 

Ок = Рсут х Нз,

где

Рсут - объем среднесуточной реализации, руб.;

    Нз - норматив остатка товаров в днях.

 

Примечание: месяц – 30, квартал – 90 и год – 360 дней для экономических расчетов.

Выручка от реализации продукции(реализация в ценах реализации) превышает объем реализации в покупных ценах на величину дохода.

Студенты должны знать формы товародвижения и критерии выбора эффективнейших из них.

Для организации бесперебойной работы каждое предприятие формирует материальные запасы. В сфере обращения сосредоточены сбытовые запасы,которые включают в себя запасы готовой продукции на складах предприятий-изготовителей, запасы в пути (транспортные), запасы на складах посреднической организации.

Следует уяснить порядок нормирования указанных видов запасов и порядок расчета интервалов поставки продукции.

Материальные запасы могут измеряться в абсолютном и относительном выражении. Абсолютные запасы выражаются в натуральных показателях (тонны, метры, штуки и т.д.) и в денежных. Относительные запасы выражаются в днях реализа­ции. Между абсолютными и относительными запасами существует связь:

 

Забснат = Рсутнат х Зотн;

Забсден = Ц х Забснат,

 

где         

Ц – цена товара.

 

В процессе своей хозяйственной деятельности посредническая организация несет расходы, связанные с приобретением и сбытом товаров, которые называют из­держками обращения. Студенты должны различать дополнительные и чистые из­держки.

Уровень издержек обращения характеризует величину затрат, приходящуюся на один рубль объема оптовой реализации:

 

Уио = (Иo / Ро) х 100%

 

 

Основная часть доходов и прибыли посреднической организации формируется за счет реализации товарно-материальных ценностей:

 

Пр = Д – Ио.

 

Кроме того, прибыль образуется от прочей реализации и внереализационных операций.

Эффективность деятельности посреднической организации отражает уровень рентабельности(рентабельность):

 

Урент = (Пр / Ио) х 100%.

 

 

Примеры расчета показателей (в условных цифрах)

 

       Пример 1. Выручка от реализации продукции за отчетный период составила 9218,0 тыс. руб., а объем реализации в покупных ценах - 8713,0 тыс. руб.

               

Определите величину дохода и средней доходной ставки.

 

Решение

 

1.Доход от реализации продукции

                              Д = В – Ро,

Д = 9218,0 - 8713,0 = 505,0 тыс.руб.

2.Средняя доходная ставка

 Д% = (Д / Ро) х 100%,

Д% = (505,0 / 8713,0) х 100%=5,8%

Пример 2. Выручка от реализации товаров за отчетный период составила 3390,0 тыс. руб., стоимость товаров в покупных ценах-3027,0 тыс. руб., сумма издержек обращения-275,0 тыс. руб.

Определите величину прибыли и уровень рентабельности.

 

Решение

 

1.Доход от реализации товаров

Д = 3390,0 - 3027,0 = 363,0 тыс. руб.

2.Прибыль от реализации товаров

                               Пр = Д - Ио,

Пр = 363,0 - 275,0 = 88,0 тыс. руб.

3.Уровень рентабельности

                            Урент = (Пр / Ио) х 100%,

Урент = (88,0 / 275,0) х 100% = 32,0%

 

[6, с. 197-198; 11, с. 115-151,283-291].

 

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте дополнительные издержки обращения.

2. Укажите значение снабженческо-сбытовых наценок (скидок).

3. Назовите пути снижения издержек обращения.

4. Укажите формулу расчета уровня рентабельности.

5. Понятие структуры издержек обращения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: