Тема 4.2. Ценообразование

 

Студент должен:

 

знать:

- структуру ценообразования, ее отраслевые особенности;

 

уметь:

- рассчитывать цену товара.

 

Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования.

Ценовая эластичность. Методы определения цен. Ценовая конкуренция.

Антимонопольное законодательство.

 

Методические указания

 

Цена товара явля­ется денежным выражением его стоимости. В условиях рыночной экономики цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, рас­пределение товарной массы и т.д.

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержа­ния. Выделяют следующие функции: учетную, стимулирующую, распределительную, сбалансирования спроса и предложения, критерия рационального размещения про­из­водства.

Студентам следует знать характеристику функций цен.

Все многообразие цен классифицируют согласно определенным признакам:

- по характеру обслуживаемого оборота (оптовые, закупочные, розничные и др.);

 

- по степени свободы от воздействия государства (свободные, регулируемые, фик­сируемые);

- по способу фиксации (контрактные, трансфертные, биржевые, торгов и др.);

- по степени обоснованности (базисные, справочные, прейскурантные и др.);

- по времени действия(постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчатые и др.).

В состав оптовой цены предприятия без учёта косвенных налогов и дотаций входят себестоимость товара и прибыль предприятия. Оптовая цена промышленности (торговли) состоит из оптовой цены предприятия и снабженческо-сбытовой скидки (надбавки). Розничная цена отличается от оптовой цены промышленности на величину торговой скидки (надбавки).

Под структурой цены понимают удельный вес в процентах каждого состав­ляющего ее элемента.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный про­цесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения.

Под ценообразованием понимают способы, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

       Студентам надлежит знать, что рыночная цена подвергается влиянию большого числа факторов.

           Предприниматель нуждается в информации о ценовой эластичности, которая характеризует реакцию величины спроса на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении цены на один процент. Степень ценовой эластичности выражается коэффициентом эластичности

 

Эс = (Q2 - Q1) / (Q1 + Q2): (Р2 - Р1) / (Р1 + Р2)

или

Эс = % ∆ Q/ % ∆ P,

 

где         

Q1 - объем продаж по старым ценам;

Q2 - объем продаж по новым ценам;

Р1 - старая цена;

Р2 - новая цена. 

 

Спрос считается эластичным при Эс>1,цену повышать не следует.

Под ценовой конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости являются основными условиями успеха в ценовой конкуренции.

Студенты должны знать, что существует несколько методов установления цены. К основным из них относят:

- средние издержки плюс прибыль;

- издержки, ориентированные на получение целевой прибыли;

- на основе "ощущаемой ценности" товара и др.

Государственное регулирование цен оказывает существенное влияние на цены.

Различают прямые и косвенные меры воздействия государства на цены.

 

Примеры расчета показателей (в условных цифрах)

Пример 1. Предприятие выпускает изделие "А", себестоимость одного изделия составляет 3000 руб. Запланированный уровень рентабельности 15%.

Установите оптовую цену предприятия на изделие "А" без учета действующих налогов.

 

Решение

 

1.Прибыль с одного изделия "А"

3000 х 0,15 = 450 руб.

 

2.Оптовая цена изделия "А" без учета действующих налогов

3000 + 450 = 3450 руб.

Пример 2. Предприниматель реализовал 100 изделий "А" по цене 50 руб., а за­тем 90 изделий по цене 60 руб.

Исчислите показатель эластичности спроса на данный вид продукции и сде­лайте вывод.

 

 

Решение

1.Коэффициент эластичности спроса

Эс= (90 - 100) / (100 + 90): (60 - 50) / (50 + 60) = - 0,6

Поскольку Эс<1,то спрос считается неэластичным на изделие "А".

[3, с. 221-234; 6, с. 319-344; 8, с. 263-304; 10, с. 96-119; 12, с. 249-288;

13, с. 358-377; 15, с. 613-651].

 

Практическое занятие

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие цены товара.

2. Укажите составные элементы оптовой (отпускной) цены предприятия.

3. Назовите функции цены.

4. Охарактеризуйте стимулирующую функцию цены.

5.Назовите виды цен по степени свободы от воздействия на них государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: