Методические указания

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания

Для студентов-заочников образовательных учреждений

Среднего профессионального образования по специальности

Лесное и лесопарковое хозяйство

П. Правдинский

2003

                                              Методические указания составлены

                                          в соответствии с примерной программой

                                               по дисциплине «Почвоведение» специаль-

                                          ности 2604 Лесное и лесопарковое хозяй-

                                          ство, утвержденной Департаментом кадров,

                                                   повышения квалификации и социальной

политики МПР России

 

 

 

Методические указания переработаны ФГУ «УМЦ»

 

Рецензент:     Седова В.В. – зам. директора по заочному обучению

  Правдинского лесхоза-техникума

 

Редакторы:   Соснин В.Ф. – зам. директора ФГУ «УМЦ»

                       Нехайчук О.Г. – методист ФГУ «УМЦ»

 

Ответственный за выпуск:

                       Отставнов Б.Д. – директор ФГУ «УМЦ»

 

 

Замечания, предложения и пожелания по методическим указаниям направляйте в УМЦ по адресу: 141260 Московская обл., пос. Правдинский, ул. Студенческая, 4

 

 

Подлежит возврату на заочное отделение техникума.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей учебной дисциплины «Почвоведение» яв­ляется подготовка студентов к самостоятельной работе по оп­ределению лесорастительных свойств почвы по морфологиче­ским признакам, проведению полевого исследования и изуче­ния почв на площадях различных категорий земель, составле­нию почвенных карт обследованных площадей, проектированию мероприятий по охране почв и повышению их плодородия.

   Являясь обязательной дисциплиной в цикле общепрофессиональных дисциплин, «Почвоведение» базируется на таких дисциплинах как «Физика», «Химия», имеет тесные связи с «Ботаникой», «Лесоведением», «Дендрологией», «Механизацией лесного и лесопаркового хозяйства», а также создаёт условия для успешного изучения «Лесных культур», «Лесоводства», «Лесопаркового хозяйства», «Лесной таксации и лесоустройства».

   В соответствии с требованиями ГОС СПО и логикой внутридисциплинарных связей примерная программа включает в себя следующие разделы: «Основы геологии», «Происхождение, состав и свойства почв», «Почвы», «Влияние лесохозяйственных мероприятий на почву».

   В результате изучения дисциплины студент должен

   иметь представление:

- о геологии и её взаимосвязи с почвоведением;

- о сущности почвообразовательного процесса, природных и антропогенных факторах почвообразования;

знать:

- лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия;

- влияние лесохозяйственных мероприятий на почву;

- экологические основы охраны почв;

- особенности применения удобрений на лесохозяйственных объектах;

уметь:

- проводить полевое исследование почв, оценивать их лесорастительные свойства, давать рекомендации по их улучшению.

   В процессе преподавания дисциплины необходимо показать, каким образом теоретические знания и практические умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности выпускника. Изучение дисциплины должно проводиться с учётом Лесного и Земельного кодексов Российской Федерации по вопросам целевого назначения земель лесного фонда, повышения их плодородия и охраны.

    Дисциплина «Почвоведение» изучается на III курсе в объеме 86 часов, из которых на очные занятия в период сессии выде­ляется 26 часов, в том числе обзорные лекции 6 часов и 20 часов лабораторно-практических занятий.

Программа дисциплины разделена на два учебных задания, по каждому из которых выполняется домашняя контрольная работа. По учебным заданиям и темам материал распределен следующим образом:

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ

Тема 1.1 Происхождение Земли и строение земного шара

Тема 1.2 Главнейшие минералы и горные породы

Тема 1.3 Выветривание горных пород и минералов. Почвообразующие породы

РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВ

Тема 2.1 Почвообразовательный процесс

Тема 2.2 Минеральная часть почвы

Тема 2.3 Органическая часть почвы

Тема 2.4 Почвенные коллоиды. Поглотительная способность почвы

Тема 2.5 Физические свойства почвы

Тема 2.6 Плодородие почвы

Тема 2.7 Строение и морфологические признаки почв

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ № 2

РАЗДЕЛ 3. ПОЧВЫ

Тема 3.1 Понятие о почвенных типах и зонах

Тема 3.2 Почвы тундровой и лесной зон

Тема 3.3 Почвы лесостепной зоны

Тема 3.4 Почвы лугово-степной зоны

Тема 3.5 Почвы засушливых зон

Тема 3.6 Засоленные почвы и солоди

Тема 3.7 Почвы влажных субтропиков и горных областей

Тема 3.8 Почвы речных пойм

Тема 3.9 Методика исследования почв и составление почвенных карт

РАЗДЕЛ 4. ВЛИЯНИЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПОЧВУ

Тема 4.1 Влияние рубок на почву

Тема 4.2 Влияние лесных пожаров на почву и почвообразовательный процесс

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Вальков В.Ф. Почвоведение: Учебник для вузов/ В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. – М.: - Ростов-н/Д.: Изд. центр «Март», 2004. – 496 с. – (Учебный курс)

2. География России: природа. Охрана окружающей среды. История исследования территории. / Д.Д. Бадюков и др. – М.: Энциклопедия, 2005. – 304 с. – (Б-ка новой Российской энциклопедии)

3. Добровольский Г.В. География почв: Учебник для вузов / Г.В. Добровольский, И.С. Урусевская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ; КолосС, 2004. – 460 с.. – (Классический университетский учебник)

4. Зеликов В.Д. Почвоведение с основами геологии. – м.: МГУЛ, 1999. – 220 с.

5. Лосев А.П. Агрометеорология: Учебник для Вузов. – М.: КолосС, 2004. – 301 с.

6. Муха В.Д. Агропочвоведение: Учебник для Вузов. – М.: КолосС, 2003. – 528 с.

7. Почвоведение: Учебник для Вузов / Под ред. И.С. Кауричева. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989. – 719 с.

8. Почвоведение: Учебник для Ссузов/ под общ. ред. В.А. Рожкова. – М.: Лесная промышленность, 2006. – 271 с.

9. Лесной кодекс РФ и другие документы правительства Российской Феде­рации по вопросам лесного хозяйства и охраны природы.

10. Щепащенко Л. Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. М.: Почвен­ный институт им. В. В. Докучаева, 1993

11. Зеликов В. Д., Мальцев Г. И. Почвоведение с основами агрохимии. М.: Агропромиздат, 1986

12. Волкова Г. В. и др. Практикум по почвоведению с основами агрохимии. М.: Агропромиздат, 1987

 Дополнительная:

13. Зеликов В. Д. Почвоведение. М.: Лесная промышленность, 1981

14. Победов В. С. и др. Справочник по удобрениям в лесном хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1986

15. Хабаров А.В., Яскин А.А. Почвоведение. М.: Колос, 2001

16. Орфанский Ю.А. Основы лесного почвоведения. М.: Колос, 1982

17. Ремизов Н.П., Погребняк П.С. Лесное почвоведение. М.: Лесная промышленность, 1965

 

Учебное задание № 1

Введение

    Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Понятие о почве. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские учёные-почвоведы, их вклад в дело развития отечественного почвоведения. Значение почвоведения в лесном и лесопарковом хозяйстве. Лесной и Земельный Кодексы РФ о рациональном использовании и охране почв.

Литература

Основная: (1), с. 8, 83, 91; (2), с. 3-8.

Дополнительная: (5), с. 3-9.

Методические указания

При изучении «Введения» необходимо уяснить задачи почвоведения в деле подъема лесного и лесопаркового хозяйст­ва, взаимосвязь почвоведения с другими науками, историю развития науки о почве. При этом следует обратить внимание на ту огромную роль, которую сыграл В. В. Докучаев и другие русские ученые в создании и развитии отечественного почвове­дения и благодаря чему наука о почве впервые возникла в Рос­сии.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение почвы как особого природного образо­вания.

2. Почему В. В. Докучаев считается основоположником нау­ки о почве?

3. Что изучает почвоведение? С какими другими дисципли­нами оно связано?

4. Назовите ученых, внесших вклад в развитие отечественного почвоведения. Какова их роль?

5. Назовите выдающихся ученых в области лесного почвове­дения.

6. Какие главные задачи решает почвоведение в лесном и лесопарковом хозяйстве на современном этапе?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: