Тема 1.1 Происхождение Земли и строение земного шара
Студент должен
иметь представление:
- о геологии и её взаимосвязи с почвоведением;
- о происхождении и строении Земли;
знать:
- процессы образования земной коры и её химический состав.
Понятие о геологии. Связь геологии с почвоведением. Происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.
Литература
Основная: (2), с. 9-13; (3), с. 7-13.
Дополнительная: (5), с. 10—18.
Методические указания
Данная тема подчеркивает неразрывную связь двух наук: почвоведения и геологии. При ее изучении важно проследить развитие материалистических взглядов на происхождение Земли и Вселенной в целом, усвоить сущность гипотез о происхождении Земли и Солнечной системы. Необходимо разобраться в сложном строении нашей планеты, а также уяснить процессы образования земной коры — наиболее изученной сферы Земли. Обратите внимание на изменение внутреннего строения земной коры под действием эндогенных процессов и внешнего облика ее под действием экзогенных процессов.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает геология?
2. Какова роль отечественных ученых в развитии современных представлений о происхождении Земли и Солнечной системы?
3. Первые гипотезы о происхождении Земли и их суть.
4. Каково строение земного шара? Состав и свойства геосфер.
5. Какие эндогенные и экзогенные процессы воздействуют на образование земной коры?
Тема 1.2 Главнейшие минералы и горные породы
Студент должен
знать:
- основные породообразующие минералы и горные породы, их состав, свойства и значение в почвообразовании;
уметь:
- определять физические свойства наиболее распространённых минералов и горных пород;
- распознавать главнейшие минералы и горные породы по физическим свойствам и внешним признакам.
Понятие о минерале. Химический состав и физические свойства минералов. Основные породообразующие минералы. Их характеристика. Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв.
Понятие о горной породе, происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические) и значение в почвообразовании.
Литература
Основная: (2), с. 14-26; (3), с. 14-19; (4), с. 17-28.
Дополнительная: (5), с. 18—27.
Методические указания
Земная кора сложена из различных горных пород. В свою очередь, каждая из них состоит из минералов, поэтому при изучении данной темы нужно обратить внимание на основные породообразующие минералы: гематит, кварц, кальцит, лимонит и другие.
Многие минералы содержат элементы питания растений и используются в качестве удобрений, в связи с чем важно знать их. Это: сильвинит, апатит, карналлит, фосфорит и другие.
|
|
Важно уяснить физические свойства минералов (цвет, твердость, блеск, прозрачность, спайность и т. д.), так как с их помощью можно отличить один минерал от другого в полевых условиях. Следует обратить особое внимание на значение минералов в почвообразовании и влияние их на лесорастительные свойства почв.
При изучении горных пород следует уяснить различия между ними и минералами, более серьезно подойти к изучению главнейших горных пород, которые имеют отношение к происхождению почвообразующих пород (гранит, габбро, известняки, кварциты, песчаники и т. д.).
Вопросы для самоконтроля
1. Что называется минералом? На какие классы подразделяются минералы?
2. Какие минералы являются породообразующими и почему?
3. Какие минералы используются в качестве сырья для производства минеральных удобрений?
4. По каким внешним признакам можно определить минералы в полевых условиях?
5. Что такое горная порода? Чем они отличаются от минералов?
6. Каково происхождение горных пород?
7. Где и как образуются магматические горные породы?
8. Как образуются осадочные и метаморфические горные породы?
Тема 1.3 Выветривание горных пород и минералов.
Почвообразующие породы
Студент должен
иметь представление:
- о процессах выветривания и формирования почвообразующих пород;
знать:
- продукты выветривания, их состав и свойства;
- основные почвообразующие породы, их характеристику и распространение;
- влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв.
Общие сведения о процессе выветривания. Виды выветривания: физическое, химическое и биологическое. Формирование почвообразующих пород, их характеристика. Влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, рост и продуктивность лесных насаждений.
Литература
Основная: (2), с. 26-32; (3), с. 20-42.
Дополнительная: (5), с. 27—54.