Занятие 10. Общение как взаимное восприятие (социальная перцепция) – 2 часа

 

1. Понятие социальной перцепции.

2. Психологические механизмы взаимопонимания (идентификация, рефлексия, эмпатия).

3. Межличностное восприятие.

3.1. Каузальная атрибуция.

3.2. Стереотипы.

3.3. Предубеждения.

4. Межличностная аттракция.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 117-120 – вопрос 1; С. 120-124 – вопрос 2; С. 1124-133 – вопрос 3; С.1133-135 – вопрос 4.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 203-204 – вопрос 1; С. 204, 208-211 – вопрос 2; С. 206-207 – вопрос 3.1.; С. 205-206 – вопрос 4.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.:ЭКСМО – Пресс, 2001. – С. 131-144 – вопрос 1.

4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2003. – С. 67-80 – вопрос 3.1.; С. 261-305 – вопрос 4.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.. Межличностное общение. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 321-342 – вопрос 2; С. 304-320 – вопрос 3; С. 197-212 – вопрос 4.

6. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С.101-103 – вопрос 1; С. 105-109, 110-114 – вопрос 2; С. 103-105 – вопрос 3.2; С. 109-110 – вопрос 4.

7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 571-579 – вопрос 2; С. 112-138 – вопрос 3.1.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 315-327– вопрос 2.

9. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. – С. 179-185 – вопрос 1; С. 185-195 – вопрос 2.

10. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 140-145, 181-184 – вопрос1; С. 201-205 – вопрос 2; С. 184-193 – вопрос 3; С. 201-208 – вопрос 3.1; С. 193-201 – вопрос 3.2.

11. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 180-188 – вопрос 1; С. 52 – вопрос 2.

12. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 116-126 – вопрос 3; С. 130-138 – вопрос 3.1.

13. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 150-163 – вопрос 1.

14. Социальная психология. Учеб. пособие /Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М – Сибирское соглашение, 2001. – С. 69-76 – вопрос 1.

15. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 136-152 – вопрос 1; С.152-174 – вопрос 3.1.

16. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под. ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С. 178-190, 257-273 – вопрос 2.

Практические задания

 

1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

 

2. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

 

3. Сможете ли Вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему?

Можете ли Вы по походке узнать спортсмена? Почему?

 

4. Какое воздействие оказывают средства массовой информации на человека? Какие социально-психологические механизмы при этом участвуют?

 

5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

 

6. «Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей. И человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.

Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются по одному шаблону. Человек представляет Мать добродетельной и ласковой, Отца – суровым, но справедливым, собственное тело – крепким и неповрежденным. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности…»

Объясните, каким образом социальная перцепция обусловлена чувствами воспринимающего человека?

 

Занятие 11. Коллоквиум – 2 часа

 

1. Проверка знаний и умений студентов по пройденным темам курса социальной психологии.

2. Ликвидация студентами имеющихся задолжностей.

3. Консультирование студентов по написанию рефератов.

 

Занятие 12. Понятие социальной общности и социальной группы – 2 часа

 

1. Социальная общность как социально-психологический феномен.

2. Классификация социально-психологических общностей.

3. Понятие социальной группы.

4. Основные характеристики социальных групп.

5. Классификация социальных групп.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 137-150 – вопрос 1.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 112-114 – вопрос 3; С. 114- 124 – вопрос 4.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.:ЭКСМО – Пресс, 2001. - С. 227-235 – вопрос 3; С. 235-238 – вопрос 5.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: ГАРДАРИКИ, 2004. – С. 289-293 – вопрос 3; С. 293-297 – вопрос 4; С. 297-302 – вопрос 5.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – С. 358-359 – вопрос 3; С. 360-378, 428-431 – вопрос 4.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 226-239 – вопрос 1.

7. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск НГАЭ и У, Сибирское соглашение, 2000. – С. 60-61 – вопрос 3.

8. Свеницкий С.П. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – С. 138-164 – вопрос 3.

9. Семечкин Н.И. Социальная психология. – М. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – С. 293-294 – вопрос 3; С. 295-305 – вопрос 4.

10. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – С. 116-122 – вопрос 1; С. 122-134 - вопрос 2; С. 198-202 – вопрос 3.

11. Социальная психология /Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 222-229 – вопрос 1.

12. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 175-182 – вопрос 3.

13. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 83-89 – вопрос 1; С. 89-97 – вопрос 2.

14. Фролов С.С. Социология. – М.: ГАРДАРИКИ, 2002. – С. 170-173 – вопрос 3; С. 181-190 – вопрос 5.

15. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998. – С. 31-35 – вопрос 3; С. 39-59 – вопрос 4; С. 35-39 – вопрос 5.

Практические задания

 

1. Представьте наглядно классификацию социальных общностей и групп в виде схемы или таблицы.

2. Разделите на две группы нижеследующие понятия. Определите критерии разделения.

Семья, учебная группа, народность, класс, друзья, соседи, нация, толпа, публика, жители Москвы, инвалиды, ветераны, моложежь.

3. Дайте анализ аудитории таких газет, как «Московский комсомолец», «Сегодня», «Правда». Чем они различаются? Какие группы населения их читают?

4. Определите, какая разница существует между следующими понятиями, отражающими социальные группы: отшельники, странники, паломники, скитальцы, путешественники, иностранцы, беглые.

5. К какому типу социальных групп относятся: бомжи, монархи, посадские, чиновники, семья, русские, православные.

 

 

Занятие 13. Психология больших социальных групп и социальных движений – 2 часа

 

1. Направления исследования больших социальных групп.

2. Особенности психологии классов и этносов.

3. Квазигруппы (аудитория, толпа, масса, социальные круги).

4. Социальные движения как форма коллективного поведения.

5. Мода как социально-психологическое явление.

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 151-171 – вопрос 1; С. 183-187 – вопрос 4.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С.126-130 – вопрос 1.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: ГАРДАРИКИ, 2004. – С. 540-551 – вопрос 4.

4. Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. – СПб.: СПГУТ, 2001. – Вопрос 5.

5. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос Пресс, 2002. – С. 204-246 – вопрос 2, С. 247-265 – вопрос 3.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – С. 266-271 – вопрос 2; С. 272-281 – вопрос 3, С. 417-431 – вопрос 5.

7. Психология масс. Хрестоматия. – М.: Издат. Дом «Бахрах–М», 2001. – Вопрос 3.

8. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. –  С. 161-178 – вопрос 5.

9. Соснин В.А., Красников Е.А. Социальная психология. – М.: Форум-Инфра-М, 2004. – С. 210-220 – вопрос 1; С. 220-228 – вопрос 3.

10. Социальная психология. Учеб. пособие /Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М. – Новосибирск: ИНФРА–М – Сибирское соглашение, 2001. – С. 363-366 – вопрос 1; С. 366-370 – вопрос 2, С. 373-379, 382-400 – вопрос 3.

11. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – С. 211-220 – вопрос 3; С. 297- 306 – вопрос 5.

12. Социальная психология /Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. – С. 222-228 – вопрос 1; С. 239-247, 290-298 – вопрос 2; С. 229-238 – вопрос 4.

13. Социальная психология. Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 204-209 – вопрос 2; С. 182-204 – вопрос 4.

14. Сухов А.Н. Социальная психология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – С. 135-149 – вопрос 1; С. 149-162 – вопрос 3.

15. Фролов С.С. Социология. – М.: ГАРДАРИКИ, 2002. - С. 227-235 – вопрос 2; С. 173-180 – вопрос 3; С. 270-290 – вопрос 4.

 

Практические задания

1. Какие компоненты лежат в основе национально-психологических особенностей людей?

 

2. Какие критерии положены в основу социального класса?

 

3. Какие этнические общности можете назвать? Назовите их особенности.

 

4. Определите, о каких квазигруппах идет речь?

- относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность;

- более стабильное образование с довольно четкими границами, особенно когда определенные слои сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга;

- кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем;

- кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в более замкнутых помещениях.

 

5. Прокомментируйте исторические события времен Великой французской революции.

Каждый, кто не носил костюм определенной формы, рисковал стать подозреваемым человеком, не принявшим революцию. Женщины носили чепцы «бастилия». Модными были медальоны из полированного камня разрушенной крепости-тюрьмы Бастилии. Короткие и гладкие волосы назывались революционными. Буржуа носили трехцветные длинные панталоны из грубой шерстяной материи. Женщины носили серьги в виде маленьких гильотин, мужчины вырезали изображения гильотин на своих печатях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: