Тема 23. Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки

1. Релятивизм: онтологическая относительность. Ценностные суждения и выбор теории.

2. Фаллибилизм. Реализм и цель науки. Проблема революций в науке.

3. Эволюционная эпистемология и философия науки.

4. Научная рациональность. Наука и ценности.

5. Философия науки и феноменология.

 

Литература.

Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.

Лосева О. А. Аксиологические детерминации исторического познания. Саратов, 2000.

Никитин С. В. Научная рациональность и свобода. Саратов, 2001.

Никитин С. В. Разум и научная рациональность. Саратов, 2002.

Хаджаров М. Х. Рациональность научного познания: идеалы и норма в научном поиске. Саратов, 2000.

Хаджаров М. Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного. Саратов, 1999.

 

Раздел 4. Примерная тематика курсовых и дипломных работ.

1. Понятие философии науки

2. Античная философия науки, наука и культура античности.

3. Философия науки и культура Западноевропейского Средневековья (V — XVI вв.) и эпохи Возрождения (XIII — XVI вв.).

4. Философия науки и западноевропейская культура XVII — XIX веков.

5. Философия науки и культура: ХХ век.

6. Философские реконструкции истории науки.

7. Бытие науки как проблема философии науки.

8. Современная наука как социальный институт.

9. Научное познание: предметность, субъектность, социальность.

10. Структура научного знания.

11. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

12. Логико-гносеологические и аксиологические проблемы бытия науки.

13. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

14. Мировоззренческие проблемы развития науки в ХХ веке.

15. Философия науки и ее статус в системе философского знания.

16. Концепции философии и методологии науки, их историческое многообразие и проблема единства.

17. Проблемы теории знания и научного познания в “Критике чистого разума” и в “Метафизических началах естествознания” И.Канта.

18. Философия науки А.Пуанкаре.

19. Программа эмпирического анализа научного познания Б.Рассела.

20. Концепция логики научного исследования и эмпирический реализм К.Поппера.

21. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.

22. Концепция философских оснований физики Р.Карнапа.

23. Концепция парадигм научного исследования Т. Куна.

24. Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

25. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

26. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

27. Концепция структуры и исторической эволюции теоретического знания В. С. Степина.

28. Теоретическое и эмпирическое знание в научном познании.

29. Научное познание как деятельность.

30. Начальные вопросы философии естественных наук.

31. М.Планк о природе физического познания.

32. А.Эйнштейн о категориях мышления, понятиях физической теории и их отношении к реальности.

33. Н.Бор о теории физического познания и идеалах физического описания.

34. Концепция философии физики М. Бунге.

35. Философия биологии М. Рьюза.

36. Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение.

37. Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки.

 

Раздел 5. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Литература основная.

Аналитическая философия: Избранные тексты. М.,1993.

Аристотель: Собр. соч. в 4–х тт., т. 1, М. 1975,

Аристотель: Собр. соч. в 4–х тт., т.2, М. 1978,

Аристотель: Соч. в 4–х тт.,т.3, М. 1981.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

Бурбаки. Очерки по истории математики. М., 1963.

Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959.

Витгенштейн Л. Философские работы (часть I). М., 1994.

Витгенштейн Л. Философские работы (часть II книга 1). М., 1994.

Демокрит: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении// Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 53-178.

Декарт, Р.: Соч. в двух томах. Т. 1, М. 1989,

Декарт, Р.: Соч. в двух томах. Т.2, М. 1994,

Евклид. Начала. Т. 1 — 3. М. — Л.., 1948 — 1950.

Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

Кант, И.: Критика чистого разума// Соч. в 6–ти тт.,т. 3, М. 1964,

Кант, И.: Критика способности суждения// Соч. в 6–ти тт., т.5, М. 1966,

Кант, И.:, Метафизические начала естествознания //Соч. в 6–ти тт., т. 6, М. 1966

Кун Т. Структура научных революций. М., 2004.

Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. – С. 539-576.

Кун Т. Замечания на статью И. Лакатоса // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. – С. 577-592.

Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М., 2003.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985.

Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии// Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985, с. 51 — 73.

Койре А. Пустота и бесконечное пространство в XIV в.// Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985, с. 74 — 108.

Койре А. От мира “приблизительности” к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985, с. 109 — 127.

Койре А. Галилей и Платон// Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985, с. 128 — 153.

Кузнецов В. Понять науку в контексте культуры // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 3-8.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 269-454.

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 455-524.

Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.,1967.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. - М.; СПб., 1998. -159 с

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Нейгебауэр О. Точные науки в Древности. М., 1968.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Платон. Собр. соч. в четырех томах. Т. 2, М. 1993.

Платон. 1994, Собр. соч. в четырех томах. Т. 3, М.

Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2004.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Поппер К. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. – С. 525-538.

Поппер К. Нищета историзма. М., 1993.

Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М.,1983.

Полани К.Р. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994.

Программа курса “Философия науки и техники” / отв. редактор В.С.Степин. Составители: В.С.Степин, М.А. Розов, В. М.Розин, В.Г.Горохов. М., 1992.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.

Рассел, Б.: История западной философии. Изд–во Новосибирск. ун–та, Новосибирск. 1994.

Рассел Б., Исследование значения и истины. Идея — пресс/ Дом интеллектуальной книги. М.,1999.

Рорти, Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 186 с.

Секст Эмпирик: Соч. в 2 тт. Т.1, М.: Мысль. 1976.

Секст Эмпирик: Соч. в 2 тт. Т. 2, М.: Мысль. 1976.

Смирнов В.А. Генетический метод построения научной теории // Философские вопросы современной формальной логики. М., 1962.

Смирнов В.А. Творчество, открытие и логические методы поиска доказательства // Природа научного открытия. М., 1986. С. 108–109

Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 744 с.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Современная философия науки. М.,1996.

Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М., 1978.

Тулмин С.Т. Человеческое понимание. М., 1984.

Фейербенд П. Против методологического принуждения // Фейербенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хакинг Ян. Представление и вмешательство: Начальные вопросы философии естественных наук: Пер. англ. - М.: Логос, 1998. - 296 с.

Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965, гл. 13,14.

Холтон Д. Тематический анализ науки. М., 1981.

Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.

Швырев, B. C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки / В. С. Швырев // Вопросы филосо­фии. – 1985. – № 6. – С 45 – 56.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М, 1979.

Юнг К.Г. Психология и алхимия. М., 1997.

Юм, Д.: Трактат о человеческой природе. Соч. в 2–х тт., т.2, М. 1965,

 

Литература дополнительная.

Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. проект, 1999. - 944 с.

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности: Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995.

Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации знания. Л.,1981.

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

Ахутин В.А. Понятие “природа” в античности и в Новое время. М., 1988.

Ахутин В.А. История принципов физического эксперимента: от античности до 17 века. М., 1976.

Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.,1978.

Бердяев Н.А. Дух и машина // Судьба России. М., 1990.

Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987.

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. -448 с.

Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Бунге М. Философия физики. М., 1975.

Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии: Биопсихология: В 2 т. - М.: Наука, 2005. - Т.1. - 360 с.

В поисках теории развития науки. М., 1982.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1978.

Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире. М., 1967.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII — XVIII вв.). М., 1987.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии: Пер. с англ. - СПб.: Наука, 2003. - 575 с.

Григорьян А.Т. Механика от античности до наших дней. М., 1974.

Григорьян А.Г., Фрадлин Б.Н. История механики твердого тела. М., 1982.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Сочинения. М., 1994. Т. 1

Дирак П.А.М. Собрание научных трудов. - М. - Т.3: Квантовая теория: (науч. ст. 1948-1984). - 2004. - 718 с.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 365 с.

Исследования по истории физики и механики. - М.: Наука. 2002. - 2003. - 335 с.; 2004. - 2005. - 434 с.

Касавин И.Т. Теория познания в плену у анархии: Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. М., 1987.

Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. Статьи, выступления. М., 1974.

Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.

Кезин А. В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Компьютер и мозг: Новые технологии: Сб. ст. / Под ред. Макарова И.М. - М.: Наука, 2005. - 321 с. –

Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.

Косарева Л. Н. Социокультурный генезис науки. М., 1989.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М.,1979.

Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М., 1983.

Курашов В.И. Начала философии науки. - Казань: Казан. ун-т, 2004. - 515 с.

Ким В.В. Язык науки: Философско-методологические аспекты / Ким В.В., Блажевич Н.В. - Екатеринбург, 1998. - 215 с.

Концепцции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.

Лазар М.Г. Этика науки. Л., 1985.

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Акад. Проект, 2004. - 320 с.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая М., 2000.

Лейбин В.М. Наука как социальный институт. М., 1986.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. - М.: Республика, 1998. - 393 с.

Лосева О. А. Аксиологические детерминации исторического познания. Саратов, 2000.

Лось В.А. История и философия науки: Основы курса: Учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 401 с.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси, 1984.

Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Мартынович С.Ф. Философия науки: архетипы и методы // Философия и будущее цивилизации. Том 1. М., 2005.

Мартынович С.Ф.Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983.

Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, Изд-во СГУ, 1996.

Мартынович С.Ф. Философия и психология: анализ взаимоотношений // Бюллетень Международной академии психологических наук. Вып.VI. Саратов–Яросласль, 1998.

Мартынович С.Ф. Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы// Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1999

Мартынович С.Ф. Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000.

Мартынович С.Ф. Философия науки: понятие, архетипы и методы // Современная парадигма социально-гуманитарного знания. Саратов, 2004.

Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981.

Микешина, Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 343 с.

Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995.

Мороз О. От имени науки. О суевериях XX века. М., 1980.

Морохова Е. И. Место и роль понимания в науке // Философия науки и философия культуры: проблемы и гипотезы. Саратов, 1999.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов М., 1993.

Наука глазами гуманитариев. М., 2004.

Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.

Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

Нелинейная динамика и управление: Сб. ст. / Под ред. Емельянова С.В., Коровина С.К. - М.: Физматлит, 2004. - Вып.4. - 399 с.

Никитин С. В. Научная рациональность и свобода. Саратов, 2001.

Никитин С. В. Разум и научная рациональность. Саратов, 2002.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Новые идеи в философии природы и научном познании / Под ред. Мирошникова Ю.И. - Екатеринбург, 2004. - 406 с.

Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

Огурцов А.П. Философия науки эпохи просвещения. М., 1993.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Онтология и эпистемология синергетики / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Аршинов В.И. - М., 1997. -159 с.

Орлов М. О. О концептуальных положениях синергетической парадигмы // Философия науки. Саратов, 2002.

Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 603 с. - (Высшее образование).

Петров Ю.П. Неожиданное в математике и его связи с авариями и катастрофами.-СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 224 с.

Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1981.

И.П.Павлов - первый Нобелевский лауреат России: Посвящ. 100-летию присуждения Нобелев. премии И.П.Павлову / Ноздрачев А.Д. и др. - СПб.: Гуманистика, 2004. - Т.1: Нобелевская эпопея Павлова. - 527 с.; Т.2: Павлов без ретуши: Мемуары С.В.Павловой, А.Ф.Павлова, М.К.Петровой. - 815 с.; Т.3: Ученики и последователи Павлова. - 543 с.

Пригожин И.Р. Неравновесная статистическая механика: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 312 с.

Природа научного познания. Минск, 1979.

Принципы историографии естествознания. XX век. М., 2001.

Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М., 2002.

Полякова Т.Ю. Достижения науки и техники XX века: Учеб. пособие / Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Селезнева Г.А. - М.: Высш. шк., 2004. - 287 с.

Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей в эпоху Возрождения. М., МГУ, 1983.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Рабинович В.Л. Образ мира в зеркале алхимии: От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М., 1981.

Разум и экзистенция. СПб., 1999.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Рациональность на перепутье: В 2 кн. / РАН. Ин-т философии. - М.: Росспэн, 1999. Кн.1. - 367 с.; Кн.2. - 463 с.

Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

Розин В. М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск,1977.

Русанов В.В. История и методология прикладной математики: Учеб. пособие / Русанов В.В., Росляков Г.С. - М.: ВМИК МГУ, 2004. - 241 с.

Рьюз М. Философия биологии. М., 1977.

Рыжков А. В. Теория саморазвивающихся систем: философские и методологические проблемы постклассической науки. Саратов, 2005

Рыжков А. В. Философский анализ теории самоорганизации: наука классическая и постклассическая. Саратов, 2005.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке (вероятность, случайность, независимость, иерархия). - М.: Научный мир, 1999. - 143 с.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.

Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993.

Социо-логос. Вып.1, М., 1991.

Системный подход в современной науке: Сб. ст.: (К 100-летию Л. фон Берталанфи) / Отв. ред. Лисеев И.К., Садовский В.Н. - М.: Прогресс-традиция, 2004. - 561 с.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 400 с.

Современная западная социология науки. М., 1988.

Степин В. С., Горохов В. Т., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1991.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Трубецков Д.И. Колебания и волны: Для гуманитариев. Саратов, 1997.

Трунев С. И. Проблема метода психиатрии // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов, 1999.

Уэллс Г.Д. Очерки истории цивилизации: Первая публ. в России: Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2004. - 959 с. - (Антология мысли).

Фандо Р.А. Формирование научных школ в отечественной генетике в 1930-1940 гг. - М.: Шумилова И.И., 2005. - 148 с.

Физика в системе культуры. М., 1996.

Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития. – Саратов, 2002. – 152 с.

Философия науки: Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. М., 2004.

Философия науки в историческом контексте: Сб. ст.: Посвящ. 85-летию со дня рождения Н.Ф.Овчинникова / Под ред. Печенкина А.А. – СПб., 2003. - 415 с.

Философия науки. - Новосибирск: Ин-т филос. и права СО РАН, 2004. - N 4 (23). - 170 с.

Философия современного естествознания: Учеб. пособие / Под ред. Лебедева С.А. - М.: ГРАНД: Фаир-пресс, 2004. - 304 с.

Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. Купцова В.И. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 551 с.

Философия и методология науки/ Девятова С. В., Кезин А.В., Кузнецова Н.И. М., 1994.

Философия, наука, цивилизация: Сборник / Отв. ред. В.В.Казютинский. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 367 с.

Философия физики элементарных частиц. М., 1995.

Философский век: Альманах. - Вып.7: Между физикой и метафизикой: наука и философия. - СПб., 1998. - 445 с.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива / Пер. с англ., нем., польск. - М.: Идея-Пресс, 1999. - 220 с.

Фок В.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения В.А.Фока, 1898-1998 гг. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 486 с.

Формирование современной естественнонаучной парадигмы. М., 2001.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Хаджаров М. Х. Рациональность научного познания: идеалы и норма в научном поиске. Саратов, 2000.

Хаджаров М. Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного. Саратов, 1999.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.

Человек, наука, цивилизация. М., 2004.

Чернавский Д. С. Синергетика и информация. М.,2004.

Шадрина Е. Н. Философия науки и историография науки. Саратов, 2003.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М, 1979.

Шулепова О.Б. Феномен несогласия в научном познании (филос.-методол. анализ) / Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999. - 202 с.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

Элиаде М. Азиатская алхимия: Сб. эссе: Пер. с рум., фр., англ. - М.: Янус-К, 1998. - 604 с.

Юдин Э.Г., Юдин Б.Г. Наука и мир человека М., 1978.

Universitas: Наука в контексте современной культуры. СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 464 с.

100 лет квантовой теории. История, физика, философия. М., 2002.

 

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

 

Раздел 6. Перечень средств обучения.

В качестве технического и информационного средств при изучении курса Философия и методология науки применяется компьютер и Интернет.

 

Раздел 7. Вопросы к курсу философия и методология науки.

 

1. Понятие философии и понятие философии науки.

2. Философия науки и науковедение.

3. Философия науки и история науки.

4. Философия науки и социология науки.

5. Философия науки и психология науки.

6. Философия науки и методология науки.

7. Философия науки и логика науки.

8. Философия науки и философия культуры.

9. Научные программы античности. Атомизм, платонизм, аристотелизм.

10. Проблема делимости до бесконечности (проблема неделимых) в учении атомистов.

11. Учение о космосе и проблема множественности миров в учении Демокрита.

12. Парадоксы Зенона и их значение для осмысления понятий конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного, движения и времени.

13. Платон о специфике теоретического знания в типологии “знания” и “мнения”.

14. Платон о геометрии как познании вечного бытия.

15. Классификация наук Аристотеля. Первая философия, математика и физика как виды теоретического познания.

16. Учение Аристотеля о четырех причинах и его значение для естественнонаучных трудов Аристотеля.

17. Понятие начала в научной методологии Аристотеля и его значение. Форма, лишенность, материя.

18. Понятие природы в философии Аристотеля.

19. Взаимоотношение понятия движения с понятиями места, пустоты, времени в “Физике” Аристотеля.

20. Б.Рассел о ранней греческой математике и астрономии.

21. К.Поппер о платоновской программе развития геометрии.

22. Догматическая (рационалистическая и сенсуалистическая) и скептическая философия науки до Канта.

23. Критическая философия науки Канта. Образ научного знания.

24. Учение Канта о синтезе знания. Соотношение формы и содержания знания.

25. Учение Канта о суждениях восприятия, суждениях опыта и о синтетических априорных суждениях.

26. Концепция метафизических начал естествознания Канта. Синтез метафизики, математики и опыта как условие возможности физики.

27. Неокантианская философия науки как осмысление кризиса методологических оснований естествознания и исторического познания в конце XIX века.

28. Позитивизм как программа философского анализа научного знания.

29. Позитивизм О.Конта. Идея позитивно–научного знания.

30. Установка позитивизма на устранение метафизики из философии и науки и проблема понимания предмета и задач философии.

31. Понятие науки в спекулятивной философии абсолютного духа Гегеля.

32. Осмысление науки в системе антропологического философствования Л.Фейербаха.

33. Метод теоретического восхождения от абстрактного к конкретному в “Капитале” К.Маркса и его значение для научного познания.

34. Диалектическая философия естествознания Ф.Энгельса.

35. Эмпириокритицизм и его самооценка как философии естествознания XX века.

36. Философии науки Э. Маха, ее антиметафизическая направленность.

37. Мах об установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга как цели научного исследования.

38. Мах о понятиях, законах и теориях науки как временных средствах для достижения цели научного исследования, используемых для экономии мышления.

39. Мах об ощущениях как общих “элементах” всех возможных физических и психических переживаний. Элементы (ощущения) как последняя основа, подлежащая физиологическому и физическому исследованию.

40. Учение Маха о трех типах комплексов элементов (ощущений), образующих мир тел, наше тело, наше Я и его значение для истолкования природы науки.

41. Мах о категориях философии и науки как обозначениях комплексов ощущений.

42. Мах о науке как процессе приспособления наших мыслей к определенной области опыта, к фактам действительности.

43. Соотношение философии науки и историографии науки Маха. Историко-научные работы Маха.

44. Мах о различии и сходстве обыденного, философского и естественно-научного мышления.

45. Мах о мировоззрении человечества и человека как даре природы и культуры и его развитии, исправлении в ходе научного исследования.

46. Философия науки А.Пуанкаре.

47. Учение Пуанкаре о соотношении голого факта и научного факта, и его значение для понимания механизма формирования фактуального знания.

48. Пуанкаре о конвенциональных элементах в системе научного знания.

49. Пуанкаре о взаимосвязи опыта, числа, математической величины в научном познании.

50. Паункаре об опыте, пространстве и природе геометрического знания.

51. Пуанкаре об исторических типах рациональности научного исследования и статусе научной гипотезы.

52. Аналитическая философия науки: понятие, проблемы, подходы.

53. Неопозитивизм как программа постановки, анализа и решения философско-методологических проблем науки.

54. Эмпиризм, феноменализм и логицизм неопозитивизма.

55. Логический позитивизм о философии как логическом анализе языка науки.

56. Логический позитивизм о принципе верификации и его функциях в научном познании.

57. Концепция философских оснований физики Карнапа и оценка ее значения для философии науки и научного познания.

58. Вероятностно-эмпиристская эпистемология Г. Рейхенбаха и научное познание. Рейхенбах о понятии и задачах эпистемологии.

59. Соотношение эпистемологии и языка в анализе научного знания. Рейхенбах о языке как системе правил, которая соединяет символы и факты посредством функции значения символов.

60. Рейхенбах о науке как дедуктивно упорядоченной системе синтетических утверждений, информирующих нас о физическом мире. 

61. Философия науки и феноменология. Э. Гуссерль о кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии.

62. Б.Рассел о специфике философии логического анализа, и ее отношении к научному познанию.

63. Установки эмпиризма и логицизма в программе анализа научного знания Б.Рассела.

64. Рассел о наглядных определениях, собственных именах, эгоцентрических словах и их роли в научном познании.

65. Рассел о соотношении факта, веры, истины и познания.

66. Рассел об интерпретации, минимальных словарях и их роли в научном познании.

67. Проблемы философского анализа научного знания в “Логико-философском трактате” и “Философских исследованиях” Л. Витгенштейна.

68. “Логика научного исследования” К.Поппера: проблематика и значение для философии науки.

69. Поппер о проблеме индукции, ее оценке.

70. Поппер о проблеме демаркации, ее содержании и значении.

71. Поппер о фальсифицируемости как критерии демаркации. 

72. Поппер об опыте как универсальном методе науки.

73. Поппер об эмпирическом реализме и цели науки.

74. Концепция роста научного знания К. Поппера.

75. Методология критического рационализма Поппера, и ее реализация в естественнонаучном и социальном познании.

76. Прагматическая философия науки.

77. Прагматизм о понятиях и теориях науки как инструментах и планах действия.

78. Прагматическая теория истины и ее реализация в истолковании природы научного знания.

79. Принципы философии науки У. Куайна. Концепция онтологической относительности Куайна: теории и их объекты.

80. Тезис Дюгема-Куайна, его содержание и значение.

81. Концепция парадигм научного исследования Т.Куна.

82. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

83. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

84. Концепция личностного знания М. Полани.

85. Эволюционная модель развития науки.

86. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

87. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

88. Наука в культуре современной цивилизации. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. 

89. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития, и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

90. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

91. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

92. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

93. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

94. Манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия.

95. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Экспериментальный метод и его соединение с математически описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

96. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

97. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

98. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

99. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания, критерии их различения. Научное познание как деятельность Особенности познавательной деятельности на эмпирической и теоретической стадии науки.

100. Структура эмпирического знания. Средства и методы эмпирического познания. Факт науки и его детерминация.

101. Структура теоретического знания. Средства и методы теоретического познания.

102. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная определенность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

103. Научная картина мира и ее исторические формы. Познавательные функции научной картины мира: картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа.

104. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска.

105. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие фактов науки на основания науки.

106. Формирование первичных теоретических моделей и законов науки. Становление развитой научной теории.

107. Научные традиции и научные революции. Научные революции как перестройка оснований науки. Нелинейность роста знания. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

108. Взаимосвязь научных и технических революций.

109. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и.

110. Особенности постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся систем и новые стратегии научного поиска.

111. Роль нелинейной динамики и синергетики в познании исторически развивающихся систем.

112. Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение. Линейные колебания и линейные волны. Нелинейные колебания и нелинейные волны. Хаос и структуры.

113. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

114. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий научного исследования.

115. Наука как социальный институт. Подходы к определению социального института науки. Многообразие ценностных ориентаций науки как социального института.

116. Научные сообщества, и их исторические типы. Научные школы. Научные коллективы. Подготовка научных кадров. Наука, экономика, власть. Проблема государственного регулирования науки.

117. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

118. Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности. Знание, рациональность, ценности как темы современной философии науки.

119. Классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука. Особенности стиля мышления в науке ХХ века.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: