Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Философия и методология науки Карла Поппера является формирование у них философских знаний о природе наук, о философской методологии современного научного познания.
В качестве задач выступает изучение определенной философской методологии Карла Поппера, философских идей методологии научного познания.
Философия и методология науки Карла Поппера занимает вполне определенное место в учебном процессе специальности Философия. Идей Поппера определили проблематику дискуссий философии и методологи науки XX столетия. Курс Философия и методология науки Карла Поппера находится в коррелятивных отношениях как к современному состоянию философии науки, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.
Общие требования к образованности специалиста - философа, требования к знаниям и умениям по Философии и методологии науки Карла Поппера:
- необходимо знать принципы и основное содержание философских идей Философия и методология науки Карла Поппера;
|
|
- необходимо уметь критически оценивать предпосылки этой концепции, уметь выявлять их содержание применительно к наукам, уметь применять философские идеи Поппера в работе с естественными, социальными и гуманитарными науками.
Методические рекомендации преподавателю.
Преподавание курса Философия и методология науки Карла Поппера базируется на изучении корпуса текстов Карла Поппера, разработавшего парадигмальную концепцию философии и методологии научного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.
Методические указания студентам.
Студентам целесообразно осваивать курс Философия и методология науки Карла Поппера на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классика философии науки XX века, разработавшего парадигмальную концепцию философии и методологии научного познания.
При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.
Рекомендации по использованию информационных технологий.
При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:
http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН
http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
|
|
http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"
http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)
Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Философия и методология науки Карла Поппера.
№ п/п | Наименование раздела, подраздела, темы лекции | Бюджет учебного времени | Форма текущего и итогового контроля | ||||
Всего | в том числе | ||||||
лекции | лабораторные и практические | семинарские занятия | самостоятельная работа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Очная полная программа | |||||||
1. 1.2 1.3 и т.д. | Раздел Подраздел Лекция и т.д. | 38 | 20 | 18 | зачет | ||
Тема 1. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 2. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема3. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 4. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 5. | 3 | 2 | 1 | ||||
Тема 6. | 3 | 2 | 1 | ||||
Тема 7. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 8. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 9. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 10. | 4 | 2 | 2 | ||||
итого | 38 | 20 | 18 | ||||
Очная форма в ускоренные сроки | |||||||
Очно-заочная форма | |||||||
Заочная полная форма | |||||||
38 | 4 | 34 | зачет | ||||
Тема 1. | 12 | 1 | |||||
Тема 2. | 12 | 1 | |||||
Тема 5. | 14 | 0,5 | |||||
Тема 6. | 13 | 0,5 | |||||
Тема 8. | 12 | 0,5 | |||||
Тема 9. | 12 | 0,5 | |||||
итого | 38 | 4 | 34 | ||||
Заочная форма в ускоренные сроки | |||||||
Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Философия и методология науки Карла Поппера.
Тема 1. Введение в логику науки. Обзор основных проблем.
Проблема индукции. Устранение психологизма. Дедуктивная проверка теорий. Опыт как метод науки. Фальсифицируемость как критерий демаркации. Проблема “эмпирического базиса” науки. Научная объективность и субъективная уверенность.
Тема 2. О проблеме построения теории научного метода.
Почему методологические решения необходимы? Натуралистический подход к теории научного метода. Методологические правила как конвенции.
Тема 3. Теория и ее фальсифицируемость.
Понятие научной теории. Причинность, объяснение и дедукция предсказаний. Строгая и численная универсальность. Теоретические системы. Уровни универсальности. Modus tollens. Методологические правила и логическое исследование фальсифицируемости. Фальсифицируемость и фальсификация. Явления и события.
Тема 4. Проблема эмпирического базиса.
Чувственный опыт как эмпирический базис: психологизм. О “протокольных предложениях”. Объективность эмпирического базиса. Базисные высказывания, и их относительность. Решение трилеммы Фриза. Теория и эксперимент.
Тема 5. Подкрепление, или как теория выдерживает проверки.
О верификации гипотез. Вероятность гипотез и вероятность событий: критика вероятностной логики. Индуктивная логика и вероятностная логика. Подкрепляемость, проверяемость и логическая вероятность. Использование понятий “истинно” и “подкреплено”. Путь науки.
Тема 6. Предположительное знание: решение проблемы индукции Поппером.
Проблема индукции с точки зрения здравого смысла. Две юмовские проблемы индукции. Подход Поппера к проблеме индукции. За рамками проблем индукции и демаркации.
Тема 7. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла.
Здравый смысл и его критика. Аргументы за реализм здравого смысла. Истина и правдоподобность как цели научного исследования. Критика теории познания, основанной на здравом смысле. Очерк эволюционной эпистемологии. Обусловленность всякого знания теорией. Критическая философия здравого смысла.
|
|
Тема 8. Эпистемология без субъекта знания.
Три тезиса об эпистемологии и третьем мире. Биологический подход к третьему миру. Объективность и автономия третьего мира. Язык, критика и третий мир.
Тема 9. О теории объективного разума.
Плюрализм и тезис о трех мирах. Причинные отношения трех миров. Объективность третьего мира, и его обусловленность деятельностью человека. Проблема понимания. Пример объективного исторического понимания. Понимание в гуманитарных науках.
Тема 10. Реализм и цель науки.
Смысл высказывания Е. М. Форстера “Я не верую в веру”. Понятие эмпирического реализма. Различие позитивных оснований теории (джастификационизм) и критических оснований теории (критический рационализм). Объяснение как цель науки.
Раздел 4. Примерная тематика курсовых и дипломных работ.
1. Проблема индукции, ее решение Поппером.
2. Проблема демаркации, ее смысл и значение.
3. Опыт как метод науки.
4. Фальсифицируемость как критерий демаркации. Фальсифицируемость и фальсификация.
5. Проблема эмпирического базиса науки.
6. Понятие объективности научного знания.
7. Теория. Причинность, объяснение и дедукция предсказаний.
8. Подкрепление, или как теория выдерживает проверки.
9. Эпистемология без субъекта знания.
10. Реализм и цель науки.
11. Философия и методология науки Карла Поппера как единство установок эмпирического реализма и критического рационализма.
Раздел 5. Перечень основной и дополнительной литературы.
Литература основная.
Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2004.
Поппер К. Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания, М.: АСТ, 2004.
Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.
Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
Поппер К. Р. Реализм и цель науки// Современная философия науки. М., 1996.
Поппер К. Р. Нищета историзма. М., 1993.
Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 118—138.
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.
|
|
Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
Поппер К. Р. Все люди - философы. Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философ Просвещения. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Поппер К. Р. Квантовая теория и раскол в физике, М.: Логос,1998.
Поппер К. Р. Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002. – С. 525-538.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Литература дополнительная.
Ивин А.А. Фальсификация // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
Кун Т. Структура научных революций. М.,2002.
Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 539-576.
Кун Т. Замечания на статью И. Лакатоса // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 577-592.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 269-454.
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. М.,2002. – С. 455-524.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.,1967.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая М., 2000.
Никифоров А.Л. ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
Полани К.Р. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985.
Садовский В. Н. Карл Поппер, гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 139—148.
Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2003.
Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 400 с.
Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988.
Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Философия науки: Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. М., 2004.
Философия науки в историческом контексте: Сб. ст.: Посвящ. 85-летию со дня рождения Н.Ф.Овчинникова / Под ред. Печенкина А.А. - СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 415 с.
Философия науки. - Новосибирск: Ин-т филос. и права СО РАН, 2004. - N 4(23). - 170 с.
Философия науки: Науч. изд. по философии, методологии и логике естеств. наук. - Новосибирск. - Вып.3. - 2004. - 157
Философия и методология науки/ Девятова С. В., Кезин А.В., Кузнецова Н.И. М., 1994.
Философия современного естествознания: Учеб. пособие / Под ред. Лебедева С.А. - М.: ГРАНД: Фаир-пресс, 2004. - 304 с.
Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. Купцова В.И. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 551 с.
Философия, наука, цивилизация: Сборник / Отв. ред. В.В.Казютинский. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 367 с.
Философия физики элементарных частиц. М., 1995.
Философский век: Альманах. - Вып.7: Между физикой и метафизикой: наука и философия. - СПб., 1998. - 445 с.
Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива / Пер. с англ., нем., польск. - М.: Идея-Пресс, 1999. - 220 с.
Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
Хакинг Ян. Представление и вмешательство: Начальные вопросы философии естественных наук: Пер. англ. - М.: Логос, 1998. - 296 с.