Раздел 6. Перечень средств обучения

В качестве технического и информационного средств обучения по курсу Философия и методология науки Карла Поппера применяется компьютер и Internet.

 

Раздел 7. Вопросы к курсу Философия и методология науки Карла Поппера.

1. Философия и методология науки Карла Поппера: обзор источников.

2. “Логика научного исследования”, ее проблематика, концепция и значение для философии науки для практики научных исследований.

3. Понятие единого метода любой рациональной дискуссии, его аспекты.

4. Проблемы эпистемологии, способы подхода к их обсуждению и решению.

5. Введение в логику науки. Обзор основных проблем.

6. Проблема индукции.

7. Устранение психологизма.

8. Дедуктивная проверка теорий.

9. Эмпирическая наука как эмпирико-теоретическая система. Ее синтетичность, неметафизичность и эмпиричность.

10. Опыт как метод науки. Опыт как метод отличия одной теоретической системы от другой.

11. Теория познания эмпирической науки как теория эмпирического метода.

12. Проблема демаркации, критерий демаркации, цель демаркации: логический позитивизм и критический рационализм.

13. Фальсифицируемость как критерий демаркации. Фальсифицируемость как возможность проведения различия фальсифицируемых и нефальсифицируемых высказываний внутри осмысленного языка.

14. Понятие и статус критического, или диалектического, метода как метода обнаружения и разрешения противоречий.

15. Идея интерпретации проблем теоретической философии в виде проблем методологии науки, ее оценка.

16. Проблема “эмпирического базиса” науки.

17. Научная объективность и субъективная уверенность.

18. Проблема построения теории научного метода. Почему методологические решения необходимы?

19. Натуралистический подход к теории научного метода.

20. Методологические правила как конвенции.

21. Понятие научной теории. Причинность, объяснение и дедукция предсказаний.

22. Строгая и численная универсальность.

23. Теоретические системы.

24. Уровни универсальности. Modus tollens.

25. Методологические правила и логическое исследование фальсифицируемости.

26. Фальсифицируемость и фальсификация. Явления и события.

27. Чувственный опыт как эмпирический базис: психологизм.

28. О “протокольных предложениях”.

29. Объективность эмпирического базиса.

30. Базисные высказывания, и их относительность.

31. Решение трилеммы Фриза.

32. Теория и эксперимент.

33. Подкрепление, или как теория выдерживает проверки. Использование понятий “истинно” и “подкреплено”.

34. Поппер о пути науки.

35. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла.

36. Предположительное знание: решение проблемы индукции Поппером.

37. Истина и правдоподобность как цели научного исследования.

38. Критика теории познания, основанной на здравом смысле.

39. Очерк эволюционной эпистемологии.

40. Идея обусловленности всякого знания теорией.

41. Критическая философия здравого смысла.

42. Эпистемология без субъекта знания. Понятие третьего мира, его объективность и автономия.

43. Проблема понимания. Пример объективного исторического понимания. Понимание в гуманитарных науках.

44. Реализм и цель науки. Объяснение как цель науки.

45. Смысл высказывания Е. М. Форстера “Я не верую в веру” в истолковании Поппера.

46. Понятие эмпирического реализма.

47. Различие позитивных оснований теории (джастификационизм) и критических оснований теории (критический рационализм).

48. Философия и методология науки Карла Поппера как единство установок эмпирического реализма и критического рационализма.

V. Методология гуманитарного познания

 

Рабочая программа по дисциплине Методология гуманитарного познания разработана для специальности 020100 – ФИЛОСОФИЯ. Реализуется на факультете Философии и психологии.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности020100 – ФИЛОСОФИЯ.

 

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

очная

очно-заочная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки
Аудиторные занятия, всего

75

 

  75

 

в том числе:

 

 

   

 

- лекции

34

 

  8

 

- лабораторные (практические)

 

 

   

 

- семинарские

 

 

   

 

Самостоятельная работа студентов

41

 

  67

 

Зачеты, +/-

+

 

  +

 

Экзамены, +/-

 

 

   

 

Контрольные работы, количество

 

 

   

 

Курсовая работа, +/-

 

 

   

 

                 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: