6.1. Первые этапы разработки учебного плана ООП ВПО (п. 4.2) приводят к построению графика учебного процесса и определению трудоемкости его периодов по семестрам обучения.
6.2. Продолжительность учебной работы студента (теоретического обучения, экзаменационных сессий, практики, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации) в учебном году (на курсе обучения) должна быть от 42 до 45 недель (7÷10 недель составляют каникулы). При этом продолжительность учебной работы на последнем курсе обучения – 42 недели (2 недели – зимние и 8 недель – последипломные каникулы).
Минимальной продолжительности учебной работы на курсеобучения (42 недели) достаточно, если занятия по физической культуре на курсе не предусматриваются или предусматриваются в объеме не более 144 АЧ и в бюджет трудоемкости учебного года входит 1 ЗЕТ физической культуры. В этих случаях средняя учебная нагрузка студента в неделю не превысит 54 АЧ.
Для занятий по физической культуре (например, в объеме 120 АЧ без определения трудоемкости их в ЗЕТ ) продолжительность учебной работы на курсе обучения (в бакалавриате или по ООП специальности) должна быть не менее 43 недель. В противном случае средняя учебная нагрузка студента в неделю превысит максимально допустимое по ФГОС ВПО значение.
|
|
6.3. Продолжительность практики, итоговой государственной аттестации выпускника определяется, исходя из установленной для этих видов учебной работы трудоемкости. При этом трудоемкость учебной недели может варьироваться в диапазоне 1÷1,5 ЗЕТ (36÷54 АЧ) с целью определения приемлемой продолжительности этих периодов учебного процесса, унификации учебных планов в университете.
6.4. При традиционном для отечественных вузов начале учебного года 1 сентября и разбиении его на два семестра целесообразной продолжительностью теоретического обучения (ТО) в первых семи семестрах ООП бакалавриата является 17 недель с трехнедельной экзаменационной сессией (ЭС). Однако в зависимости от трудоемкости (продолжительности) практики продолжительность ТО и ЭС в «весенних» (четных) семестрах может быть больше или меньше на 1-2 недели. Очевидно, что продолжительность ТО и ЭС в последнем семестре должна быть меньше, чем в предыдущих за счет итоговой государственной аттестации (ИГА).
В табл. 1 приведены возможные варианты графиков учебного процесса на различных курсах обучения в бакалавриате, отличающиеся продолжительностью видов учебной работы студента по семестрам (с учетом решений по разделу «Физическая культура», приведенных в разделе 5).
Варианты графика на первом курсе отличаются наличием или отсутствием летней учебной практики, ее продолжительностью и трудоемкостью. На втором и третьем курсе также может предусматриваться практика после окончания летней ЭС. На четвертом курсе возможны варианты с «укороченным» ТО в последнем семестре, с преддипломной практикой (или без нее), с разной трудоемкостью (продолжительностью) ИГА.
|
|
В последней графе табл.1 («АЧ в неделю») указаны объемы учебной нагрузки студента в неделю по периодам учебного процесса (в период ТО и ЭС, в период практики и в период ИГА) без учета возможных факультативов (например, в седьмом семестре возможна факультативная дисциплина трудоемкостью 3 ЗЕТ – 108 АЧ, тогда учебная нагрузка студента в неделю составит 54 АЧ).
При этом приведены варианты, когда трудоемкость недели практики составляет 1,5 ЗЕТ (54 АЧ) или 1 ЗЕТ (36 АЧ).
Объем недельной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС (Vнед) рассчитывается по формуле
Vнед = ((Ссем – Сфк – Сп – Сига) х 36 + Vфк)/Т,
где Ссем – трудоемкость ТО и ЭС в семестре (ЗЕТ),
Сфк – трудоемкость физической культуры в семестре (1 ЗЕТ для 1-го и
6-го семестров),
Сп – трудоемкость практики в семестре (ЗЕТ),
Сига – трудоемкость ИГА в семестре (ЗЕТ),
Vфк – объем занятий физической культурой в семестре (АЧ),
Т – продолжительность ТО и ЭС в семестре (недель).
При разделении ТО и ЭС на отдельные периоды ООП недельная учебная нагрузка студента в период ЭС может составлять 54 АЧ, тогда в период ТО она будет меньше.
В табл. 2 приведены варианты графиков учебного процесса по ООП бакалавриата для трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ. Во всех вариантах трудоемкость недели ИГА – 1,5 ЗЕТ (54 АЧ). Трудоемкость недели практики:
- в первом варианте 1,5 ЗЕТ (54 АЧ),
- во втором варианте 1 ЗЕТ (36 АЧ),
- в третьем варианте на втором курсе 1 ЗЕТ (36 час.), на третьем курсе 1,25 ЗЕТ (45 АЧ), на четвертом курсе 1,5 ЗЕТ (54 АЧ).
Если трудоемкость практики на первом курсе обучения составляет 4 ЗЕТ, то трудоемкость семестров может быть такой же, как на втором и третьем курсах (второй вариант графика в табл.2).
Таблица 1
Варианты
графиков учебного процесса
по курсам обучения в бакалавриате
Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость | ||||||||
ТО | ЭС | П | ИГА | К | Всего | ЗЕТ | АЧ в неделю | |||
Первый курс | ||||||||||
1 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 29 |
60
| 54 |
2 | 18 | 4 | - | - | 8 | 30 | 31 | 53,5 | ||
2 | 17 | 3 | 2 | - | 8 | 30 | 31 | 53,4/54 | ||
2 | 16 | 2 | 4 | - | 8 | 30 | 31 | 53,3/54 | ||
2 | 16 | 2 | 6 | - | 6 | 30 | 31 | 47,3/54 | ||
2 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 31 | 51,6/36 | ||
Второй курс | ||||||||||
3 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 | 53,4 |
4 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | 49,8/54 | ||
4 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | 53,4/36 | ||
4 | 16 | 2 | 6 | - | 6 | 30 | 32 | 49,3/54 | ||
Третий курс | ||||||||||
5 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 | 53,4 |
6 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | 48,6/54 | ||
6 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | 52,2/36 | ||
6 | 16 | 2 | 6 | - | 6 | 30 | 32 | 48/54 | ||
Четвертый курс | ||||||||||
7 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 27 | 60 | 48,6 |
8 | 12 | 2 | - | 8 | 8 | 30 | 33 | 54/54 | ||
8 | 11 | 1 | - | 10 | 8 | 30 | 33 | 54/54 | ||
8 | 11 | 1 | 2 | 8 | 8 | 30 | 33 | 54/54/54 | ||
8 | 12 | 2 | 2 | 6 | 8 | 30 | 33 | 54/54/54 |
ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.
Таблица 2
Варианты
графиков учебного процесса по ООП бакалавриата
(при трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ)
Вариант 1
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость (ЗЕТ) | |||||||||
ТО | ЭС | П | ИГА | К | Всего | |||||||
1 | 1 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 29 | 60 | ||
2 | 18 | 4 | - | - | 8 | 30 | 31 | |||||
II | 3 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 | ||
4 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||||
III | 5 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 | ||
6 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||||
IV | 7 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 27 | 60 | ||
8 | 12 | 2 | - | 8 | 8 | 30 | 33 | |||||
Итого | 132 | 24 | 8 | 8 | 36 | 208
| 240 |
Вариант 2
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость (ЗЕТ) | |||||||
ТО | ЭС | П | ИГА | К | Всего | |||||
1 | 1 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 |
2 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||
II | 3 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 |
4 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||
III | 5 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 |
6 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||
IV | 7 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 27 | 60 |
8 | 12 | 2 | - | 8 | 8 | 30 | 33 | |||
Итого | 131 | 23 | 12 | 8 | 34 | 208 | 240 |
Вариант 3
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость (ЗЕТ) | |||||||
ТО | ЭС | П | ИГА | К | Всего | |||||
1 | 1 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 29 | 60 |
2 | 18 | 4 | - | - | 8 | 30 | 31 | |||
II | 3 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 |
4 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||
III | 5 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 28 | 60 |
6 | 17 | 3 | 4 | - | 6 | 30 | 32 | |||
IV | 7 | 17 | 3 | - | - | 2 | 22 | 52 | 27 | 60 |
8 | 11 | 1 | 2 | 8 | 8 | 30 | 33 | |||
Итого | 131 | 23 | 10 | 8 | 36 | 208 | 240 |
ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.
6.5. Требования ФГОС ВПО по ООП магистратуры позволяют распределить общую трудоемкость ее следующим образом:
· учебные циклы – 60 ЗЕТ,
· практика, научно-исследовательская работа (НИР) и итоговая государственная аттестация (ИГА) – 60 ЗЕТ.
Трудоемкость практик и НИР зависит от трудоемкости ИГА, которая отличается по направлениям подготовки.
В табл.3 приведены варианты возможных графиков учебного процесса по ООП магистратуры. В первых двух вариантах предусматриваются 4 семестра теоретического обучения (ТО) и научно- исследовательской работы (НИР). Из них первые три семестра имеют (каждый):
· продолжительность – 17 недель (включая двухнедельную экзаменационную сессию);
· трудоемкость – 25 ЗЕТ (900 АЧ, 53 АЧ в неделю).
Четвертый семестр в первом варианте имеет продолжительность 13 недель (с двухнедельной экзаменационной сессией) и трудоемкость 17 ЗЕТ (612 АЧ, 47 АЧ в неделю), во втором – 12 недель (с недельной сессией) и трудоемкость 16 ЗЕТ (576 АЧ, 48 АЧ в неделю). Отличаются в этих вариантах и решения по практике. Для трудоемкости ИГА 9 ЗЕТ (первый вариант) ее продолжительность может составлять 6 недель (54 АЧ в неделю), такую же трудоемкость и продолжительность может иметь и преддипломная практика. Для трудоемкости ИГА 3 ЗЕТ ( при таком показателе ФГОС под периодом ИГА следует понимать завершение изащиту магистерской диссертации) продолжительность ее должна составлять не менее двух недель (54 АЧ в неделю), трудоемкость же и продолжительность преддипломной практики может быть значительно больше – 16 ЗЕТ, 11 недель (52,4 АЧ в неделю). При этом следует предусматривать и выполнение магистерской диссертации в период этой практики.
|
|
В третьем варианте представлен график учебного процесса в магистратуре при достаточно большой трудоемкости ИГА – 16 ЗЕТ (11 недель, 52,4 АЧ в неделю) и практики – 19 ЗЕТ (14 недель, 49 АЧ в неделю). В этом случае ООП предусматривает три семестра ТО и НИР – по 17 недель (с двухнедельной сессией)
Трудоемкость НИР студента в семестрах определяется, исходя из требований ФГОС ВПО по конкретному направлению подготовки (см. пример в приложении 2).
6.6. График учебного процесса по ООП подготовки специалистов отличается от графика в бакалавриате «дополнительным» годом (курсом) обучения. Его специфика определяется также показателями трудоемкости практики и ИГА. При относительно большой трудоемкости практики (например, по морским эксплуатационным специальностям) она может предусматриваться в течение всего семестра на четвертом или пятом курсе.
Таблица 3
Варианты
графиков учебного процесса по ООП магистратуры
Вариант 1 (ИГА – 9 ЗЕТ)
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость | ||||||||
ТОиНИР | ЭС | П | ИГА | К | Всего | ЗЕТ | АЧ в неделю | ||||
1 | 1 | 15 | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
2 | 15 | 2 | 8 | - | 8 | 33 | 35 | 49/54 | |||
II | 3 | 15* | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
4 | 11 | 2 | 6 | 6 | 8 | 33 | 35 | 47/54/54 | |||
Итого | 56 | 8 | 14 | 6 | 20 | 104 | 120 |
Вариант 2 (ИГА – 3 ЗЕТ)
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость | ||||||||
ТОиНИР | ЭС | П | ИГА | К | Всего | ЗЕТ | АЧ в неделю | ||||
1 | 1 | 15 | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
2 | 15 | 2 | 8 | - | 8 | 33 | 35 | 49/54 | |||
II | 3 | 15* | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
4 | 11 | 1 | 11 | 2 | 8 | 33 | 35 | 48/52/54 | |||
Итого | 56 | 7 | 19 | 2 | 20 | 104 | 120 |
Вариант 3 (ИГА – 16 ЗЕТ)
Курс | Семестр | Продолжительность в неделях | Трудоемкость | ||||||||
ТОиНИР | ЭС | П | ИГА | К | Всего | ЗЕТ | АЧ в неделю | ||||
1 | 1 | 15 | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
2 | 15 | 2 | 8 | - | 8 | 33 | 35 | 49/54 | |||
II | 3 | 15* | 2 | - | - | 2 | 19 | 52 | 25 | 60 | 53 |
4 | - | - | 14 | 11 | 8 | 33 | 35 | 49/52,4 | |||
Итого | 45 | 6 | 22 | 11 | 20 | 104 | 120 |
ТО – теоретическое обучение, ЭС – экзаменационная сессия,
П – практика, НИР – научно-исследовательская работа, ИГА – итоговая государственная аттестация, К – каникулы.
* - В этот период целесообразно планировать и педагогическую (научно-педагогическую) практику (например, трудоемкостью 3 ЗЕТ), предусматривающую участие студентов магистратуры в проведении учебных занятий в бакалавриате.