Специальная физическая подготовленность дзюдоистов
· выявляется комплексными методами тестирования;
· требует точного анализа факторов, определяющих достижения в дзюдо (показатели проявления специальных качеств);
· зависит от точного подбора упражнений для тестов и методов тестирования.
Для дзюдоистов подросткового и юношеского возрастов целесообразно применять тесты, отражающие комплексное проявление физической подготовленности. Это позволит установить ведущие и не ведущие стороны физической подготовленности и планировать работу по их оптимизации. В. Н. Платоновым рекомендован подход к тестированию, позволяющий устанавливать у борцов относительные показатели физической подготовленности (на примере тестирования выносливости). В качестве относительных показателей этот автор рекомендует использовать вычисление индекса — результата отношения средней величины (установленной при выполнении упражнения) к максимальному результату в этом задании. Чем ближе полученный индекс к единице, тем выше уровень подготовленности спортсменов. Применение этого подхода к тестированию физической подготовленности дзюдоистов в большинстве случаев осложняется низкой мотивацией испытуемых, что приводит к получению суммы низких результатов. Расчет полученных значений по формуле (В. Н. Платонов, 2005) позволяет получить индекс, близкий к единице, но в таких условиях он не определяет истинного уровня подготовленности спортсмена.
|
|
Более обоснованным, на наш взгляд, является подход к комплексной оценке физической подготовленности дзюдоистов на основе изучения количественных показателей. Для этого рекомендуется применение батареи тестов на примере разработанной для дзюдоистов 16-летнего возраста (табл. 30).
Таблица 30
Модель батареи тестов комплексной оценки физической подготовленности дзюдоистов 16-летнего возраста*
№ п/п Педагогическая задача Содержание
1 Оценить скоростные способности Тест общей физической подготовленности Прыжки на скакалке (кол-во раз) за 10 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал межу попытками — 30 сек.
Тест специальной физической подготовленности Приставные шаги через метровую зону татами (кол-во раз) за 10 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал межу попытками — 30 сек.
2 Определить скоростно-силовые способности Тест общей физической подготовленности Прыжки в длину с двух ног через 2-метровую зону татами (кол-во раз) за 20 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал между попытками — 30 сек.
|
|
Тест специальной физической подготовленности Броски подворотом 1 партнера в удобную сторону (кол-во раз) за 20 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал между попытками — 30 сек.
3 Выявить показатели силовой выносливости Тест общей физической подготовленности Физический комплекс: и. п. — основная стойка; 1 — упор присев; 2 — упор лежа; 3 — упор присев; 4 — прыжок вверх. Подсчитывается кол-во полных комплексов за 40 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал между попытками — 30 сек.
Тест специальной физической подготовленности Технический комплекс: и. п. — основная стойка; 1 — захват; 2 — выведение из равновесия; 3 — бросок подворотом; 4 — преследование болевым приемом. Подсчитывается кол-во полных комплексов за 40 сек. Из 3 попыток выбирается лучшая, интервал между попытками — 30 сек.
##*Возраст испытуемых определяется согласно международным стандартам по десятичной системе.
Для реализации предложенной тестовой батареи в практике необходимо определить возрастно-половые нормы физической подготовленности дзюдоистов. Известно, что норма — это граничная величина результата, служащая основой для отнесения дзюдоистов к конкретной классификационной группе (например, разрядники). Возрастные нормы для дзюдоистов 16-летнего возраста определялись в соответствии с правилами составления стандартной шкалы. Использовалась Т-шкала с распределением результатов теста у большой группы дзюдоистов близко к нормальному. В ней средний результат теста приравнивается к 50 очкам, а стандартное отклонение — к 10 очкам. Шкала оценок строилась по формуле:
x — /S
x —
T = 50+10(x — )/G=50+10Z,
где х — показанный результат теста,
— средняя величина,
S — стандартное отклонение.
По разработанной Т-шкале оценок можно определять уровень общефизической и специальной подготовленности дзюдоистов (табл. 31).
Таблица 31