Задача ускорения процессов передачи и усвоения знаний
Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.
Увеличивается скорость порождения знаний, возникает задача повысить скорость усвоения знаний.
Выход – переход к электронному обучению (eLearning), развивать технологию представления знаний. В цифровых технологиях порожденные в цифровой форме знания могут стать учебным материалом в электронном виде после незначительной обработки.
Для этого – понимать формы предъявления информации и области применения этих форм.
Виды электронных образовательных ресурсов
Одна из главных задач создателей ЭОР для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям.
По существу компьютер дает нам:
· интерактивное взаимодействие
· мультимедийное представление
· моделирование изучаемых объектов, процессов, явлений
· интенсификация коммуникативности
· производительность пользователя
Виды образовательных ЭОР можно представить следующей схемой:
Информационно-справочные источники обеспечивают общую информационную поддержку. Это энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, географические и астрономические атласы, нормативно-правовые и экономические сборники и пр. Они не привязаны к определенному курсу, программе, дидактической схеме. Нацелены на использование в качестве исходного материала при решении творческих учебных задач, в том числе выходящих за рамки учебных программ.
Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный процесс. Представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников.
Издания/ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды. Это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки. Цель – предоставить равные возможности воспитания общей культуры, широты мировоззрения всем учащимся. Отдельную группу в изданиях этого типа составляют ЭИР психолого-педагогической воспитательной поддержки. Это издания, направленные на здоровье нации: физическая культура, здоровый образ жизни, борьба с наркоманией и алкоголизмом, проблемы беспризорности, патриотическое воспитание.
Спектр ЭОР по исполнению
•электронные издания на оптических носителях;
•сетевые информационные ресурсы;
•комбинированные (диск/сеть) ЭОР.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов накапливает информацию об образовательных ресурсах, сформированную на основе стандартизованных метаописаний, вводится понятие модульной структуры образовательных объектов
Типы образовательных модулей
· информационный модуль
· модуль практических занятий
· модуль аттестации