Практическая значимость программы

Таблица 2. Практическая значимость программы

Для ребенка развитие интеллектуального, физического, творческого потенциала детей и повышение у них уровня знаний иностранных языков
Для педагогического состава ДООЦ «Уральские зори» и ЧОУ ДО лингвистический центр «Бритиш Клаб» - апробация инновационного подхода к организации лингвистической смены в детском загородном центре; - систематизация накопленного методического и практического опыта; - совершенствование системы сетевого взаимодействия с организациями-партнерами
Для родителей организованный, развивающий безопасный отдых детей
Для социума - партнерство образовательных учреждений, реализующих совместную программу социально-педагогической направленности для детей, направленную на развитие навыков XXI века; - педагогический коллектив, который готов к обобщению и распространению успешного опыта работы муниципального образования на региональном и всероссийском уровнях

Понятийный аппарат программы

Методологической основой программы являются:

Теория множественного интеллекта

Таблица 3. Краткое описание видов интеллекта и их развития в ДООЦ

Виды интеллекта Описание Зоны Развития в ДООЦ
Лингвистический (вербальный) интеллект Способность оперировать словами как устно так и письменно Зона Развития “Language Hub” Уроки английского языка, общение с волонтёрами. Участие в лингвистических вызовах
Логико-математический интеллект Способность оперировать числами и мыслить рационально Зона Развития “Logics Hub” Участие в логических вызовах
Визуально-пространственный интеллект Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию а также трансформировать пространство. Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи Зона Развития “Art Hub” Художественное творчество, моделирование и конструирование  
Телесно-кинестетический интеллект Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями, использовать руки для трансформации разнообразных вещей Зона развития “Fitness Hub” Хореография/ Спорт/ Спортивное ориентирование
Музыкальный интеллект Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее, трансформировать, создавать музыку, исполнять. Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму Зона развития “Music Hub”. Участие в музыкальных вызовах
Межличностный интеллект Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи. Зона развития “Interpersonal Hub”. Участие в командных вызовах
Интраперсональный (Внутриличностный) интеллект Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки Зона развития “Intrapersonal Hub” Индивидуальные и групповые занятия с психологом
Натуралистический или Интеллект натуралиста Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов, а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира Зона развития “Naturalist Hub” Уроки экологической грамотности.  
Экзистенциальный интеллект Способность и склонность формулировать вопросы о жизни и смерти, смысле жизни и прочих экзистенциальных вещах Зона развития “Philosophy Hub”

Концепция гибких навыков и сквозных компетенций

Гибкие навыки или мягкие навыки (soft skills)  - комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

Иностранный язык Кросскультурное общение. Мир глобализируется, и большинство информации представлено на английском языке - это основные научные работы и самые крупные достижения в разных отраслях. Поэтому знание этого языка - уже не профессия, а необходимый навык для любого современного человека. Это все равно, как овладеть чтением и письмом в прошлом веке. Владение еще одним иностранным языком помимо английского – хорошее дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. Необходимо уметь общаться и взаимодействовать с представителями разных культур, национальностей, рас. Важно развивать толерантность к другим ценностям и убеждениям, другим правилам и нормам.

Социальные навыки. Умение устанавливать контакты с другими людьми, умение доносить свои мысли, умение слушать - пожалуй, самый важный навык будущего. Это умение строить эффективную устную, письменную и мультимедийную коммуникацию в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

Навыки работы в команде и сотрудничества. Способность работать в команде, готовность принимать на себя различные роли и ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать их точки зрения. Наша школа (обобщенно) редко проводит командные проекты, а слово Сотрудничество - ключевое для будущего.

Критическое мышление. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Управление временем. Это технология упорядочения времени, направленная на повышение эффективности его использования. Люди, которые умеют продуктивно распоряжаться собственными запасами времени, живут более насыщенной и полной жизнью, делают свою работу с минимальными временными затратами. Управляя своим временем, мы имеем больше жизненного пространства: становится более реальной возможность заниматься тем, что нам действительно нравится. Учитывая, в каком аврале живёт современный человек, вопрос управления ресурсами времени становится всё более актуальным, если не сказать – жизненно важным. Развитый навык управления временем в разы повышает личную эффективность.

Творческое мышление Креативность. Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Умение презентовать себя, идею, проект. Если у вас родилась гениальная идея, но вы не умеете ее презентовать, то вряд ли найдете финансирование или группу поддержки для ее реализации. Многие талантливые люди не смогли на должном уровне реализоваться в жизни только потому, что не умели продвигать свои идеи, не умели презентовать себя, показать, на что они способны.

Самосознание. Это самый высокоорганизованный навык, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

Ядро гибких навыков XXI века. Самая трудная часть - это базовые познания т.н. сквозных технологических направлений, как элементы глубокого мышления, как-то: 1 -Большие данные. 2 - Нейротехнологии и искусственный интеллект. 3 - Системы распределенного реестра. 4 - Квантовые технологии. 5 - Новые производственные технологии. 6 - Промышленный интернет. 7 - Компоненты робототехники и сенсорика. 8 - Технологии беспроводной связи. 9 - Технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Сквозные компетенции рассматриваются как возможности, позволяющие человеку включаться в современные общественные и экономические процессы, в формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и современной экономики; они рассматриваются как управляющие антропологические инстанции по отношению к внешним качествам: знаниям, навыкам, привычкам, способностям.

Выделяются следующие сквозные компетенции: 1 - возможность движения за рынками труда (профессиональная компетенция);  2 - возможность формирования собственной идентичности (личностная компетенция и компетенция личностного взросления); 3 - возможность социальной коммуникации, включения в различные социальные среды (гражданская компетенция).

Индивидуальность - рефлексивная инстанция следующего порядка, организующая управление человека самим собой и своими возможностями из трансцендентных оснований.

3. Активные формы обучения. При обучении необходимо учитывать концепцию «пожизненного обучения». Учёба не заканчивается после выпускной церемонии, каждому человеку нужно постоянно осваивать новые и новые знания и навыки. Формальное образование из-за своей инерционности все больше отстает от потребностей рынка. Поэтому концепции самообразования будут все больше в почете - сделай себя Сам.

Формирование навыков проводится по высокоэффективным моделям с использованием следующих активных методов обучения:

1.Игровое моделирование позволяет рационально сочетать как теоретические знания, так и их практическое применение для решения конкретных проблем профессиональной деятельности, как работу в аудитории, так и самостоятельную работу. Эта технология вносит существенный вклад в формирование профессиональных компетенций обучаемых, создавая прецедент развития не только коммуникативных, интерактивных, презентационных умений и навыков, но и таких значимых умений, как коллективное принятие решений, развитие навыков аналитики, диагностики, прогнозирования и практической организации деятельности.

Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Моделирование - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

2. Метод Кейсов  (Case study), метод ситуаций, техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Основные критерии оценки: 1 - насколько обучающийся способен связать теоретические знания с жизненными реалиями, 2 - насколько он способен актуализировать то, что получает в обучении.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

3. Проекты в области науки, технологий, инженерии и математики  (Science, Technology, Engineering, and Math – STEM) - это, в первую очередь, проектное образование. Какое бы направление мы не взяли в области STEM - исследования в естественных науках, математику, техническое творчество или информационные технологии - обучение должно строиться на вовлечении учащихся в активную образовательную деятельность.

Основная цель метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми.

4. Сингапурская методика. Технологии кооперативного обучения С. Кагана основывается на технологии кооперативного обучения. Эта система основана на разнообразных обучающих структурах, которые за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления позволяют повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. Цель сингапурских обучающих структур – активизация обучающихся, вовлечение их в учебный процесс, возможность работать на занятии больше или наравне с педагогом. Активные структуры призваны развивать в учащихся множество личностных качеств, которые должны помочь им во взрослой жизни. Этому способствуют четыре основных принципа: 1 -позитивная взаимозависимость, 2 -индивидуальная ответственность, 3 -равное участие, 4 -одновременное взаимодействие.

 5. Самоуправление

Детское самоуправление это деятельность, которая направлена на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Для формирования и развития ключевых навыков XXI века предлагается обеспечить включенность детей в решение таких управленческих за­дач как корректирование план-сетки  смены и разработка вечерних развлекательных мероприятий.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

В ходе реализации данной программы ожидается:

на уровне отдыхающих детей:

1. Развитие социальной и личностной компетенции детей.

2. Обучение навыкам эффективного общения, выработка адекватной самооценки.

3. Формирование у учащихся социокультурной компетенции и лидерских качеств посредством ролевых игр в рамках специально разработанных сценариев.

4. Развитие познавательных навыков, стремление к поиску оптимальных вариантов для решения поставленных задач в процессе командной работы над проектом

5. Развитие интеллектуальных и  творческих способностей детей и подростков в зонах развития по направлениям: «Лингвистика», «Логика», «Художественное творчество», «Спорт», «Музыкальное творчество», «Эффективное общение», «Самопознание»,«Окружающий мир»,«Философия».

на уровне ДООЦ «Уральские зори» и ЧОУ ДО «Бритиш Клаб»:

1. Разработка и апробация инновационной программы проведения лингвистической смены.

2. Формирование профессиональных компетенций у педагогического состава Учреждений, участвующих в реализации программы.

3. Повышение квалификации педагогических работников Учреждений.

4. Рецензированная и апробированная комплексная программа подготовки вожатых Детского оздоровительно-образовательного комплекса «Школа вожатского мастерства».

5. Актуализация методического оснащения программы организации летнего отдыха и оздоровления детей.

на уровне муниципального образования:

1. Создание открытого информационного пространства по организации летнего отдыха.

2. Проведение межрегионального научно-практического семинара «Навигатор летнего отдыха и оздоровления детей» (апрель 2019 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: