- закон «ноль-ноль»,
- закон территории,
- закон зелени,
- закон поднятой руки,
- закон единого плеча.
Традиции языковой смены в ДООЦ «Уральские зори»
Первой следует назвать традицию утреннего сбора, который позволяет создать особую атмосферу сотрудничества, дружбы и заботы, несет функцию сплочения, обучает работать в команде и развивает умение делать выбор, нести ответственность за свои решения и решения команды, а также уважать остальных участников проекта. Утренний сбор также несет важное мотивационную и социально-педагогическую значимость. Он позволяет адаптировать участника к условиям проекта и к своему Сообществу в лагере, быстрее вникнуть в смысл ролевой игры и способствовать успеху в случае соревновательной деятельности. Утренние сборы также способствуют развитию коммуникативной компетенции в языковом лагере. Одним из условий организации утреннего сбора является присутствие всех участников, как правило, в актовом зале. Ведущий утреннего сбора в языковом лагере проводит встречу на иностранном языке, что позволяет с утра задать необходимую динамику дня.
Ключевыми составляющими утреннего сбора являются:
1. приветствие отрядов друг друга, используя вымышленные названия и девиз;
2. обсуждение, анонс итогов предыдущего дня, награждение победителей или просмотр таблицы результатов в прогрессе;
3. распорядок текущего дня, выдача заданий отрядам (командам) для вечернего мероприятия;
4. разучивание общего танца в рамках технологии «танцевальное утро».
Традицию танцевального утра можно назвать ключевым сегментов в лагере, так как она способствует поддержанию положительной эмоционально-психологической атмосферы среди участников и заряжает позитивными эмоциями на весь день. Кроме того, разучивание элементов танца с утра способствует развитию целеполагания, стремления к общему результату, так как утренние части танца собираются в единый общелагерный танцевальный флешмоб в конце смены. Подобный танец становится символом проекта и оставляет яркие впечатления.
Традиция привлечения иностранных вожатых является неотъемлемой частью языковой смены. Данная традиция обеспечивает условия межкультурного общения в контексте толерантности и гуманизма. Иностранные вожатые принимают активное участие во всех видах деятельности в лагере, обеспечивают помощь и поддержку участникам, а также проводят презентацию своей страны, делятся культурными особенностями и традициями. В лингвистической Зоне Развития у участников есть возможность пройти мастер класс по изучению основ языка другой страны (кроме английского) у иностранного волонтера. Вечером иностранные вожатые присутствуют в круге в процессе передачи «отрядной свечи», что добавляет межкультурного колорита и общения.
Традиция «вечерней свечи» заключается в том, что перед сном участники обмениваются впечатлениями, переживаниями и прочими эмоциями, полученными в течение дня. Для этого ребята садятся в круг и на английском/русском языках делятся мнениями, отвечают на вопросы вожатых и иностранных волонтеров, держа в руке свечу и передавая ее другому по кругу. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение, разрешить возможные проблемы и поделиться положительными эмоциями для создания благоприятной психологической атмосферы.
Подпрограмма психолого-педагогической поддержки детей, отдыхающих на смене
Подпрограмма психолого-педагогической поддержки детей составлена c целью облегчения адаптации детей к непривычным условиям, снятия эмоционального напряжения, разрешения межличностных конфликтов.
Этапы реализации подпрограммы психолого-педагогической поддержки
Таблица 7. Основные этапы реализации подпрограммы психолого-педагогической поддержки
Этап деятельности | Младший школьный возраст | Подростковый возраст |
Подготовительный | Изучение: - индивидуальных особенностей, - интересов и потребностей | Изучение: - индивидуальных особенностей, - интересов и потребностей |
Основной этап | 1. Диагностика по проблеме создания комфортных отношений в отряде и в ДООЦ. 2. Индивидуальные беседы с детьми | 1. Диагностика по проблеме создания комфортных отношений в отряде и в ДООЦ. 2. Индивидуальные беседы с детьми |
Итоговый этап | Диагностика уровня удовлетворенности детей итогами смены | Диагностика уровня удовлетворенности подростков итогами смены |
Критерии результативности подпрограммы психолого-педагогической поддержки детей:
-высокий уровень удовлетворенности детей и подростков пребыванием в ДООЦ;
-сокращение числа ранних отъездов детей и негативных отзывов как со стороны детей, так и их родителей в адрес ДООЦ;
Проект психологической адаптации подростков «Я тебя понимаю»
Цель: Предоставить возможность адаптации несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации, из категории «трудная жизненная ситуация» стать полноправными участниками профильной языковой смены силами подростков в возрасте 16 - 17 лет, обладающих развитыми языковыми навыками иностранного языка и набором компетенций, которые позволяют себя чувствовать уверенно при оказании поддержки в период летней лагерной смены.
Ребята волонтеры принимают участие в программе на добровольной основе. Основным требованием является наличие навыков общения с аудиторией, организация групповых мероприятий и передача знаний и компетенций своим сверстникам, относящихся к категории несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).
Задачи:
Участникам – волонтерам предстоит выполнение следующих задач:
- выполнение требований программы вместе со своим отрядом;
- организация подготовки и выступления с тематическими презентациями на иностранном языке;
- помощь в организации общения и совместных игр с иностранными вожатыми посредством перевода;
- обучение основам иностранного языка в процессе подготовки к выступлениям.