Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятиях по интересам, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.
| Название этапа | Сроки реализации | Основные мероприятия |
| Подготовительный | апрель-май | Поиск района проведения экспедиции и его изучение, налаживание контактов в районе проведения выезда, контакты с научными и природоохранными организациями. |
| Обеспечение материально-технической базы: палатки, спальники, аптека, топоры, костровое оборудование, продуктовая раскладка и т. д. | ||
| Обеспечение учебной и исследовательской базы: научная и учебная литература, приборы и оборудование | ||
| Проведение инструктажа по технике безопасности применительно к месту проведения. | ||
| Проведение совещаний при директоре по подготовке к летней выездной эколого-краеведческой экспедиции «Живая вода». | ||
| Издание приказа по школе о проведении летней кампании. | ||
| Разработка программы выездной эколого-краеведческой экспедиции. | ||
| Подготовка методического материала для работников лагеря. | ||
| Отбор кадров для работы в выездной эколого-краеведческой экспедиции. | ||
| Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.). | ||
| Организационный | май | Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей. |
| Начало действия программы. | ||
| Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. | ||
| Практический | июнь | Реализация основной идеи экспедиции. |
| Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел. | ||
| Работа творческих мастерских, лабораторий и т.д. | ||
| Аналитический | июль-август | Подведение итогов экспедиции. |
| Публикации в СМИ. | ||
| Подготовка к написанию исследовательских работ. |
Основу программы составляют практические занятия, мониторинг окружающей среды, работа по изучению истории края.
В программе много внимания уделено познавательной деятельности обучающихся в ходе проведения практикумов, основанной на системно-деятельностном подходе, что особенно важно и ценно для формирования ценности «малая Родина».
Программа состоит из нескольких блоков:
- образовательный (экскурсии, практикумы на местности, оформление полевых дневников и экологических плакатов, викторин, игр по топографии, геологии, биологии, гидрологии, экологии, истории, краеведению);
- туристско-спортивный и оздоровительный (общефизическая подготовка, основы ориентирования и топографии, начальная туристическая подготовка по технике пешеходного туризма, контрольно-туристическая полоса, спортивные турниры по играм с мячом, армреслингу, шашкам, эстафета, подвижные игры, комический футбол,);
- культурно-досуговый (вечер знакомств, дискотеки, песни у костра, литературные посиделки, конкурсы «Книга рекордов», выпуск газетных бюллетеней);
- общественно-полезный (обустройство лагеря, уборка территории, создание экологической тропы и экологических плакатов, сбор материалов для составления летописи).
Программа составлена, исходя из условий местности, и позволяет решать весь комплекс учебно-воспитательных задач.
Выездной эколого-краеведческий лагерь обеспечивает развитие разносторонних интересов детей, развитие физической культуры и спорта детей, развитие творческого потенциала и всестороннее развитие способностей, а также организацию и проведение мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей.
Содержание программы выездного лагеря включает в себя разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности как для групп детей, так и в индивидуальном режиме; полевой практикум в условиях лагеря; тематические экскурсии, экспедиции и походы и т.д.






