Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в КТД и занятиях по интересам, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.
Название этапа | Сроки реализации | Основные мероприятия | ||
Подготовительный | апрель-май | Поиск района проведения экспедиции и его изучение, налаживание контактов в районе проведения выезда, контакты с научными и природоохранными организациями. | ||
Обеспечение материально-технической базы: палатки, спальники, аптека, топоры, костровое оборудование, продуктовая раскладка и т. д. | ||||
Обеспечение учебной и исследовательской базы: научная и учебная литература, приборы и оборудование | ||||
Проведение инструктажа по технике безопасности применительно к месту проведения. | ||||
Проведение совещаний при директоре по подготовке к летней выездной эколого-краеведческой экспедиции «Живая вода». | ||||
Издание приказа по школе о проведении летней кампании. | ||||
Разработка программы выездной эколого-краеведческой экспедиции. | ||||
Подготовка методического материала для работников лагеря. | ||||
Отбор кадров для работы в выездной эколого-краеведческой экспедиции. | ||||
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.). | ||||
Организационный
| май | Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей. | ||
Начало действия программы. | ||||
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. | ||||
Практический | июнь | Реализация основной идеи экспедиции. | ||
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел. | ||||
Работа творческих мастерских, лабораторий и т.д. | ||||
Аналитический | июль-август | Подведение итогов экспедиции. | ||
Публикации в СМИ. | ||||
Подготовка к написанию исследовательских работ. |
Основу программы составляют практические занятия, мониторинг окружающей среды, работа по изучению истории края.
В программе много внимания уделено познавательной деятельности обучающихся в ходе проведения практикумов, основанной на системно-деятельностном подходе, что особенно важно и ценно для формирования ценности «малая Родина».
Программа состоит из нескольких блоков:
- образовательный (экскурсии, практикумы на местности, оформление полевых дневников и экологических плакатов, викторин, игр по топографии, геологии, биологии, гидрологии, экологии, истории, краеведению);
|
|
- туристско-спортивный и оздоровительный (общефизическая подготовка, основы ориентирования и топографии, начальная туристическая подготовка по технике пешеходного туризма, контрольно-туристическая полоса, спортивные турниры по играм с мячом, армреслингу, шашкам, эстафета, подвижные игры, комический футбол,);
- культурно-досуговый (вечер знакомств, дискотеки, песни у костра, литературные посиделки, конкурсы «Книга рекордов», выпуск газетных бюллетеней);
- общественно-полезный (обустройство лагеря, уборка территории, создание экологической тропы и экологических плакатов, сбор материалов для составления летописи).
Программа составлена, исходя из условий местности, и позволяет решать весь комплекс учебно-воспитательных задач.
Выездной эколого-краеведческий лагерь обеспечивает развитие разносторонних интересов детей, развитие физической культуры и спорта детей, развитие творческого потенциала и всестороннее развитие способностей, а также организацию и проведение мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей.
Содержание программы выездного лагеря включает в себя разнообразные формы исследовательской и проектной деятельности как для групп детей, так и в индивидуальном режиме; полевой практикум в условиях лагеря; тематические экскурсии, экспедиции и походы и т.д.