Эколого-биологический практикум «живая вода»

Наш лагерь – «лаборатория под открытым небом». Используя разные формы организации практикумов, мы предлагаем ребятам попробовать себя в роли специалистов-биологов. Мир биологических профессий разнообразен, и только практико-ориентированные занятия помогают в нем сориентироваться. Работу можно организовать индивидуально, в парах или в малых группах.

№ п/п Тема модуля Количество занятий
1 Я – ботаник (лесовод, лесодендролог, флорист) 1-3
2 Я – зоолог (охотовед, лесник, егерь, орнитолог, ихтиолог, энтомолог) 1
3 Я – фенолог (натуралист) 1-2
4 Я – эколог (биолог)  2
5 Я – лаборант (химик, гидрохимик, гидробиолог) 1
6 Защита мини-проектов «Биологическое ассорти» 1

 

№ п/п Краткое описание Лабораторные работы
1

Модуль: Я – ботаник. «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу кто ты…»

  Систематика растений. Ознакомление с растениями изучаемой местности: жизненные формы, особенности внешнего строения. Составление описания морфологического критерия растений. Определение видов по определителям. Сбор гербария: Многообразие листьев», «Многообразие соцветий», «Многообразие семян и плодов». Определение видового состава цветочных клумб, зеленых насаждений в парковой зоне. Целебные растения. Заполнение кластера: Царство растения – отделы – классы – семейства – род – вид. (Внести названия найденных видов растений в кластер.) Вывод: Многообразие флоры изучаемой местности. Сравнение с флорой Шурышкарского района, флорой ЯНАО. Представление и защита групповых и индивидуальных проектов (гербариев, таблиц, кластеров) Изучение строения растений. Лабораторная работа  «Строение органов растения. Работа с гербарием». Систематика растений. Виды цветковых растений и голосеменных. Лабораторная работа «Систематика покрытосеменных. Работа с определительными карточками. Работа с гербарием». Лабораторная работа «Составление диаграмм. Качественный и количественный анализ видового состава дикорастущих и культурных растений» Изучение лекарственных свойств наблюдаемых видов. Анкетирование, экскурсия в аптеку. Лабораторная работа «Составление диаграмм по заболеваниям, при лечении которых применяются собранные растения» Лабораторная работа «Изучение ягодных растений данной местности»
2

Лес и «лесные науки». Семья лесных профессий

  Язык деревьев. Дендрохронология. Цветочная символика. Определение возраста деревьев. Ориентирование в лесу. Лабораторная работа «Места распространения разных видов деревьев. Работа с контурными картами для окрестностей места».
3

Модуль: Я – зоолог. «Животные вокруг нас»

  Наблюдения за птицами (орнитология); Наблюдения за насекомыми (энтомология) Следы различных животных, наблюдения за животными на экскурсиях в мини-зоопарк, в музей, на ферму.   Наблюдения в полевом дневнике. Экскурсия в зоопарк, мущей. Проект «Скульптурный зоопарк в городах и селах изучаемой местности» - фотовыставка. Выставка рисунков «Следы животных», «Узнай птицу по силуэту», «Конкурс загадок о животных», сбор коллекций «Следы животных: фотографии, перья, раковины, насекомые»
4

Модуль: Я – фенолог.

«Фенологи выходят на тропу», «Лето встречай – биологию изучай»

  Феноиндикаторы. «Стоп-кадр» - мониторинг состояния основных показателей коимата местности (Температура, давление, влажность, облачность, ветер, почва, вода) Изучение признаков наступления лета (цветение шиповника и пр.) Исследование «Можно ли верить народным приметам?» - соответствуют ли изменения погоды народным приметам, поговоркам. Заполнение фенологического дневника наблюдений за погодой. Лабораторная работа «Составление физико-географической характеристики исследуемой территории. Определение оптимальных экологических факторов для различных видов растений». Применение цветковых растений. Фенология. Лабораторная работа «Составление фенологического календаря для цветковых растений. Наблюдения за погодой». Анкетирование.
5

Модуль: Я – эколог. Загадки нашей планеты. Примечай и изучай

  Изучение влияния деятельности человека на окружающую среду. Исследование кострищ и свалок в окрестностях парков, водоемов. Оценка социальной активности населения. Заповедные уголки России. Проект «Живой мир в геральдических символах изучаемой местности – животные и растения в государственных символах», «Сравнение изображений животных и растений в геральдике финно-угров» Лабораторная работа Оформление экологического паспорта водного объекта. Обитатели водоемов (водоросли, водные растения, водные беспозвоночные)  
6

Модуль: Я – лаборант (проводится, если в изучаемой местности есть небольшой, неглубокий, неопасный и доступный водоем)

  Общая оценка экологического состояния водоема. Лабораторная работа Проведение качественных реакций для определения свойств воды в водоемах. Почвы. Определение гидрофизических параметров воды: температуры, мутности (прозрачности), цветности, запаха. Отбор проб и воды и донных отложений. Определение гидрохимических параметров воды: содержания растворенного кислорода, определение pH, наличие нефтепродуктов и пр.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: