Наш лагерь – «лаборатория под открытым небом». Используя разные формы организации практикумов, мы предлагаем ребятам попробовать себя в роли специалистов-биологов. Мир биологических профессий разнообразен, и только практико-ориентированные занятия помогают в нем сориентироваться. Работу можно организовать индивидуально, в парах или в малых группах.
№ п/п | Тема модуля | Количество занятий |
1 | Я – ботаник (лесовод, лесодендролог, флорист) | 1-3 |
2 | Я – зоолог (охотовед, лесник, егерь, орнитолог, ихтиолог, энтомолог) | 1 |
3 | Я – фенолог (натуралист) | 1-2 |
4 | Я – эколог (биолог) | 2 |
5 | Я – лаборант (химик, гидрохимик, гидробиолог) | 1 |
6 | Защита мини-проектов «Биологическое ассорти» | 1 |
№ п/п | Краткое описание | Лабораторные работы |
1 | Модуль: Я – ботаник. «Скажи мне, как тебя зовут, и я скажу кто ты…» | |
Систематика растений. Ознакомление с растениями изучаемой местности: жизненные формы, особенности внешнего строения. Составление описания морфологического критерия растений. Определение видов по определителям. Сбор гербария: Многообразие листьев», «Многообразие соцветий», «Многообразие семян и плодов». Определение видового состава цветочных клумб, зеленых насаждений в парковой зоне. Целебные растения. Заполнение кластера: Царство растения – отделы – классы – семейства – род – вид. (Внести названия найденных видов растений в кластер.) Вывод: Многообразие флоры изучаемой местности. Сравнение с флорой Шурышкарского района, флорой ЯНАО. Представление и защита групповых и индивидуальных проектов (гербариев, таблиц, кластеров) | Изучение строения растений. Лабораторная работа «Строение органов растения. Работа с гербарием». Систематика растений. Виды цветковых растений и голосеменных. Лабораторная работа «Систематика покрытосеменных. Работа с определительными карточками. Работа с гербарием». Лабораторная работа «Составление диаграмм. Качественный и количественный анализ видового состава дикорастущих и культурных растений» Изучение лекарственных свойств наблюдаемых видов. Анкетирование, экскурсия в аптеку. Лабораторная работа «Составление диаграмм по заболеваниям, при лечении которых применяются собранные растения» Лабораторная работа «Изучение ягодных растений данной местности» | |
2 | Лес и «лесные науки». Семья лесных профессий | |
Язык деревьев. Дендрохронология. Цветочная символика. Определение возраста деревьев. Ориентирование в лесу. | Лабораторная работа «Места распространения разных видов деревьев. Работа с контурными картами для окрестностей места». | |
3 | Модуль: Я – зоолог. «Животные вокруг нас» | |
Наблюдения за птицами (орнитология); Наблюдения за насекомыми (энтомология) Следы различных животных, наблюдения за животными на экскурсиях в мини-зоопарк, в музей, на ферму. | Наблюдения в полевом дневнике. Экскурсия в зоопарк, мущей. Проект «Скульптурный зоопарк в городах и селах изучаемой местности» - фотовыставка. Выставка рисунков «Следы животных», «Узнай птицу по силуэту», «Конкурс загадок о животных», сбор коллекций «Следы животных: фотографии, перья, раковины, насекомые» | |
4 | Модуль: Я – фенолог. «Фенологи выходят на тропу», «Лето встречай – биологию изучай» | |
Феноиндикаторы. «Стоп-кадр» - мониторинг состояния основных показателей коимата местности (Температура, давление, влажность, облачность, ветер, почва, вода) Изучение признаков наступления лета (цветение шиповника и пр.) Исследование «Можно ли верить народным приметам?» - соответствуют ли изменения погоды народным приметам, поговоркам. | Заполнение фенологического дневника наблюдений за погодой. Лабораторная работа «Составление физико-географической характеристики исследуемой территории. Определение оптимальных экологических факторов для различных видов растений». Применение цветковых растений. Фенология. Лабораторная работа «Составление фенологического календаря для цветковых растений. Наблюдения за погодой». Анкетирование. | |
5 | Модуль: Я – эколог. Загадки нашей планеты. Примечай и изучай | |
Изучение влияния деятельности человека на окружающую среду. Исследование кострищ и свалок в окрестностях парков, водоемов. Оценка социальной активности населения. Заповедные уголки России. Проект «Живой мир в геральдических символах изучаемой местности – животные и растения в государственных символах», «Сравнение изображений животных и растений в геральдике финно-угров» | Лабораторная работа Оформление экологического паспорта водного объекта. Обитатели водоемов (водоросли, водные растения, водные беспозвоночные) | |
6 | Модуль: Я – лаборант (проводится, если в изучаемой местности есть небольшой, неглубокий, неопасный и доступный водоем) | |
Общая оценка экологического состояния водоема. | Лабораторная работа Проведение качественных реакций для определения свойств воды в водоемах. Почвы. Определение гидрофизических параметров воды: температуры, мутности (прозрачности), цветности, запаха. Отбор проб и воды и донных отложений. Определение гидрохимических параметров воды: содержания растворенного кислорода, определение pH, наличие нефтепродуктов и пр. |