Концептуальные основы программы

Цель: создание безопасных и гарантированных условий для полноценного летнего отдыха, развития, досуга и оздоровления детей разных категорий сельского поселения, (подростки «группы риска», дети с ОВЗ, одаренные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей), реализация их внутреннего потенциала, творческих мотиваций; формирование экологической и краеведческой культуры личности каждого ребенка.

Задачи:

Ø Создать целостный подход к экологическому и краеведческому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;

Ø Создать условия для организованного, интеллектуального и творческого развития школьников, укрепления здоровья как физического, так и психического;

Ø Содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своей малой родины, родной страны, мира на основе системно-деятельностного подхода, а также предоставить возможность школьнику испытать себя как личность;

Ø Продолжить формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

Ø Обогатить школьников знаниями и опытом общения с природой с помощью формирования у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии;

Ø Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим и краеведческим знаниям создать условия для успешной организации эколого-краеведческого взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора;

Ø Воспитывать в разновозрастном коллективе навыки общения и толерантности, чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи и патриотизма;

Ø Достичь положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечения их к участию в этой деятельности.

 Актуальность и практическая значимость. Обращение к проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников обусловлено потребностями общества, необходимостью роста ценностного потенциала в обществе, что является одним из важнейших условий общения людей, их жизни и прогресса в современном мире. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности является важнейшей задачей образования, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Содержание региональных курсов географии, родного языка отличается многогранной системой ведущих ценностей, к числу которых относится малая родина – родной край. Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к родному краю начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей приоритетной целью личностного развития школьников является патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Представленная программа летнего лагеря «Живая вода» способствует формированию патриотического мировоззрения учащихся через знакомство со своей малой родиной. Доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать родной край – главная цель данной программы.           

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.

     Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа в экспедиции наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала в рамках проектной деятельности, ориентированной на воспитания Гражданина и Патриота.

Выполнение поставленных задач предполагает объединение усилий учащихся, педагогов, родительской общественности для создания такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также формировала социально-адаптированную личность ребёнка с высоким нравственным идеалом

  Программа по форме организации содержания: комплексная, т. е. включает в себя разноплановую творческую и игровую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания.

По цели обучения: познавательно-развивающая и обще-оздоровительная.

По сроку реализации: краткосрочная и реализуется в течение одной лагерной смены.

По уровню реализации: рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет.

Продолжительность смены: 12 - 14 дней.

Данная программа выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Программа деятельности ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Кроме того, она способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма и коммуникативных навыков.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Таким образом, смысл программы, ее инновационный потенциал заключается в том, чтобы обеспечить реализацию научно-образовательной миссии гражданско-патриотического воспитания школьников, его опережающее развитие, как субъекта образовательного пространства России, несущего ответственность за подготовку толерантных, физически и нравственно здоровых граждан.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС ООО и помогает ребенку в освоении различных видов деятельности.

Программа носит инновационный характер, так как ее результаты:

ü дополняют, развивают, мотивируют обучающихся на самостоятельную, творческую работу, влияя на ориентацию потребностей рынка труда;

ü дают установку на реализацию личностно-ориентированного обучения, мотивируют на успех;

ü совершенствуют предметную компетентность учителей;

ü формируют навыки исследовательского труда и проектной деятельности.

Оздоровительная и воспитательная функции являются основополагающими в организации детского отдыха. Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности.

Главным направлением в работе является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. В своей работе мы исходим из того, что творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Основная ценность, на которой будет строиться жизнедеятельность детей в лагере – это природа, как среда выживания человека в современных условиях.

Основная миссия жизнедеятельности в лагере юных экологов – вовлечение детей в экологический проект, направленный на развитие у ребенка экологической культуры, способности к защите и сохранению всего живого на родной Земле.

В основе концепции детского эколого-краеведческого лагеря «Живая вода» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ эколого- краеведческой культуры и формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.

Деятельность летнего лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение народного самосознания, возрождение народных идеалов, традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему.

Для нас главным является самоценность каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Обоснование целеполагания и содержательного наполнения программы. Содействие формированию эколого-краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников предполагает вовлечение каждого в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

Участие детей в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива будет способствовать развитию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.    

Принципы, на которых строится жизнедеятельность детей в летнем оздоровительном лагере:

Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

Принцип включенности подростков в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.

Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).

Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей).

Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»).

Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Принцип безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: