Формирование казахстанского патриотизма и активной жизненной позиции по отношению к любым проявлениям коррупции в обществе

13) § 6. Национальные основы антикоррупционной культуры

Особенности национального менталитета в форми ровании антикор рупционной культуры Успех антикоррупционной политики видится как учеными, так и практиками в социальной культуре и ментальности граждан. З. Туфан дает определение ментальности как совокупности мыслей и верований, создающей картину мира и скрепляющей единство культурной традиции [1, с. 19–20]. Для выявления этнических особенностей в формировании антикоррупционной культуры в Казахстане в настоящем параграфе рассматриваются культура и ментальность единого народа страны с позиции гражданственности без выраженного выделения определен ных этнических групп. Данный подход отвечает и стратегическим зада чам страны, направленным на формирование единой нации – единого народа Казахстана. Однако в полиэтническом и поликонфессиональ ном обществе, каковым является Казахстан, может формироваться систе ма ценностей и норм как межэтнической интеграции, так и диффе ренциации. Эти различия и определяют то многообразие, которое сохраняется в казахстанской модели мира и межэтнического согласия. Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», обозначенные Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым как консолидирующие казахстан ское общество являются основополагающими в выстраивании антикор рупционной культуры. Это такие ценности, как гражданское равен ство, трудолюбие, культ учености и образования; светская страна – страна толерантности [2]. Гражданское равенство обеспечивается Конституцией страны, закрепи вшей право каждого на труд, образование, защиту здоровья, социальное равенство. Эти принципы заложены в реализации социально-экономической, социальной и образовательной политики государства. Трудолюбие, культ учености и образования, толерантность как ценности закладываются не только в нормативных документах, но и в традициях, культуре, социальной мысли, ментальности народа. Ментальность народа, населяющего обширную территорию стра ны, сложилась из принципов гостеприимства и толерантности, взаимопонимания и взаимопомощи, уважения к традициям, почитания таких качеств, как справедливость, стремление к знаниям и трудолюбие. Названные качества в той или иной степени присущи и другим народам мира. Ментальность народа отражается в его повседневной практике, которая является сплетением норм и правил, основанных на традициях, верованиях, укладе жизни, хозяйственной и материальной культуре. Национальные основы формируют базовые представления о кате гориях рационального, иррациональ ного, ценностного, социального поведения людей. Национальные основы проявляются в том, как осознаются и реализуются эти черты у разных народов. Эти различия также предопределяют различия в антикоррупционной культуре разных народов, так как устоявшиеся поведенческие нормы и традиции переносятся в антикорруп ционную культуру. Как замечает Л. В. Савинов, «здесь [у разных этни ческих групп] не только иные формы, но и иное понимание и иное восприя тие коррупции» [3]. В традициях народа отложились рациональные формы пове дения, кото рые могут воспроизводиться уже на иррациональном уровне в связи с тем, что проходит большое количество времени и дан ная практика рути низируется. Попытки выявить в них рациональное зерно приводят к необхо димости более глубокого проникновения в основы материальной и духов ной культуры общества. Безусловно, цен ности труда, образования, равен ства и толерантности противостоят асоциальным, негативным фор мам поведения, к которым мы относим коррупцию. Оказание помощи человеку, чью помощь когда-то получил, может быть отнесено в ряд традиционных поведенческих норм – «долг платежом красен», «асар» и др., которые отражают взаимную поддержку и помощь на основе дружеских или родственных отношений. Это есть социальная ценность поведения человека, которая мотивирована желанием помочь в трудной ситуации, а не извлечением собственной выгоды. Национальные основы антикоррупционной культуры проявляются и в нормах осуждения таких пороков общества, как лень, взяточничество, воровство, несправедливость и другие. Например, в пословицах-поговор ках разных этносов отражается негативное отношение народа к нечистым на руку людям, вне зависимости от размера их обогащения: «Вор и тот, кто верблюда угнал, и тот, кто пуговицу украл», «Если воруешь, наказания не минуешь», «С вором дружишь – в стыде будешь, сам на воровство пойдешь», «Даже если вор воровать перестанет, прозвище «вор» от него не отста нет», «Если трудишься нечестно, пищу добываешь воровством», «Что легко наживается, то быстро проживается», «Попрошайке сытости не видать, вору богатым не бывать» (казахские пословицы); «Добро, нажитое нечестно, впрок не пойдет» (курдская пословица); «Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел» (русская пословица). При этом «воровство» может пониматься и в прямом, и в косвенном значении. Разве не понимается под «воровством» нетрудовое обогащение без ведома истинного владельца данного богатства?

Социальные нормы, понятия чести и достоинства. Будучи существом социальным, разумным, человек задумывается над тем, как его воспри нимают окружающие. Его поведение регулируется социальными нормами, устанавливаемыми обществом, которое и исполняет функцию контроля за его поведением. Такая духовная связь общества и человека выражается в понятиях чести и достоинства. Вопросы сохранения чести и достоинства всегда были на особом контроле общественного и индивидуального сознания. Сохранение чести и человеческого достоинст ва – подлинный смысл жизни у многих народов. Эти принципы отражаются в народных мудростях, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение, не потеряв социальной значимости и по сей день. Например, «Будь слугой совести и хозяином воли», «Вода все смоет, но не грязь души» (азербайджанские пословицы); «Виноватому не спится» (башкирская пословица); «Будь бедным, но не будь бесчестным», «Верблюда измучает груз, человека – совесть» (каракалпакские пословицы); «Богатство – не цель, бедность – не позор» (кыргызская пословица); «Лучше прожить на свете один день, да зато настоящим человеком», «Пусть у человека будет достатка наполовину, лишь бы чести было сполна» (курдские пословицы); «Береги платье снову, а честь – смолоду», «Бесчестье хуже смерти», «Добрая слава дороже богатства» (русские пословицы). Ар, намыс, ұят – честь, достоинство, совесть – были качествами казахских джигита и девушки. То, насколько они ценились, выражено в народной мудрости: «богатством пожертвую ради жизни, жизнью пожертвую ради чести» [3, с. 151]. Это противопоставление закладывает зерна антикор рупционной культуры в сознание молодого поколения и народа в целом. «Труд в условиях Центральной Азии и Казахстана был связан, прежде всего, с животноводством, хлопководством, земледелием, садоводством, шелко водством, народными промыслами. Известный хлебороб, почетный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячеле тиями земле дель ческой цивилизации. Все нравственные каноны, мораль ные пред ставле ния, даже художественные вкусы целых эпох обуслов лены отно ше нием человека к матери – сырой земле». Нелегкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как к святыне, хлопку и скоту как к предметам национальной гордости – все это воспитывало у детей чув ство любви к труду и людям труда» [4]. Великий мыслитель Абай рассматривает труд во имя собственного блага как труд, лишенный всякого социального смысла. Трудиться во благо другого – есть человеческий долг: «Тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному, который пасется только для себя; того, кто трудится, выполняя человеческий долг, Всевышний метит своей любовью» [5]. Народ прославляет идею честного труда как бесценный дар природы человеку. Эта мысль находит яркое выражение в народной мудрости: «Дельному – хлеб, бездельнику – сон», «Дерево хорошо плодами, человек – делами», «До пота поработаешь – со вкусом поешь» (башкирские пословицы); «Честность и труд славу несут, хитрость и ложь – к позору ведут», «На душе покой всегда от хорошего труда», «На работе родни не бывает», «Честный труд благо принесет» (казахские пословицы); «В молодости – труд, а в старости – достаток» (кыргызская пословица); «Без труда и зайца не поймаешь» (татарская пословица); «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет» (узбекская пословица); «Без труда не увидишь достатка» (курдская пословица); «Белые руки чужие труды любят», «Уменье и труд все перетрут», «Не печь кормит, а поле» (русские пословицы) и т. д. Знание и учение занимали особое место в системе социальных цен ностей полиэтнического казахстанского общества. Знания передавались от старшего поколения к подрастающему, обеспечивая преемствен ность социального опыта как необходимого механизма для жизнедеятельности народа. Знания несут важную информацию, отражая опыт благополучного раз ви тия человека и общества, и возвращаются в конечном итоге обратно в практику, оказывая активное влияние на ее развитие. В народной ментальности знания как фактор благополучия и достатка занимали особое место. Знание и труд неразделимы: трудом достигаем и обогащаем знания и посредством знания повышаем плодотворность своего труда. Поэтому в мировоззрении этносов Казахстана знание воспринимается как богатство, социальный капитал: «Знания лучше богатства», «За золотом не гонись, лучше к знаниям стремись» (казахские пословицы); «Мир освещается солнцем, а человек – знанием», «Красна птица перьем, а человек – учением», «Корень учения горек, а плод его сладок» (русские пословицы); «Богатство иссякнет, знания не иссякнут», «Большего богатства, чем ум, – нет» (узбекские пословицы); «Ученье – золото: не истлеет, а богатство – хлам: сгниет» (курдская пословица). Другая группа пословиц и поговорок свидетельствует о широте и глубине коррупции в обществе и о восприятии ее как социальной болезни, существование которой народ признает и пытается бороться с ней путем презрения и осуждения. «Балық басынан шіриді» – «Рыба гниет с головы», «Адамды билік/тақ өзгертеді» – «Человека кресло/власть портит», «Құдайын ұмытқан» – «Бога забыл», «Иманы жоқ» – «Креста на них нет». Осуждение взяточничества, подкупа, воровства и предательства можно найти и в произведениях писателей и поэтов. Ярким примером являются «Слова назидания» народного акына Абая. В Слове третьем Абай пишет: «…мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных сторонников, чтобы иметь преимущества перед противниками… он будет примыкать то к одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии» [5, с. 144]. Далее в Слове пятом мы видим, как он огорчается из-за бездействия народа: «Не принято у людей осуждать тех, кто добывает себе скот обманом, подлостью, попрошайничеством, разбоем или другими ухищрениями… Чем же отличается их ум от детского? <...> Дети, стыдясь, готовы сквозь землю провалиться, а взрослые не ведают стыда» [5, с. 149–150]. Одну из причин такой обыденной коррупции и такого отрицательного поведения великий акын видит в бедности и стремлении к наживе и честолюбию. Выход только один – знание и труд: «Без просвещения нет ни веры, ни блага. <...> Я еще не встречал человека, который бы, добыв богатство разбойным путем, использовал его на благое дело. То, что добыто собачьим путем, и тратится по-собачьи. И не останется от такого богатства ничего, кроме горечи разочарования, злобы, душевных мук» (Слово десятое) [5, с. 143, 144, 161]. В Слове тридцать седьмом он четко определяет, насколько эти два качества – труд и знание – ценятся высоко: «Простолюдин, прославившийся умом, – выше царя, вознесенного удачливой судьбой. Юноша, продающий свой труд, достойнее старца, торгующего своей бородой» [5, с. 212]. Порицание алчности и нетрудового обогащения, призыв к труду и просвещению передавались в степи и через получившие широкое распространение истории о героях дальних и соседних народов. Так, Абай в поэме «Искандер», посвященной греческому герою Александру Македонскому, который был известен многим народам Востока и имел определенное место в фольклоре народа, пишет [5, с. 257]: О, влекущий к славе, не хлопочи: Ничем не насытит, кто алчен, свой глаз. …. Если совесть и честь, как товар, продал, Презренны и слава твоя, и дела. В другой своей поэме «Масгуд» Абай пишет: «Не трудясь богатства искать – это стыд. И совесть и ум продавать – это стыд» [5, с. 261]. Элементы антикоррупционной культуры можно найти и в произ ведениях, сочиненных самим народом, – в народных сказках. Сказка – это мечта народа, его представление об идеальном обществе. В преоб ладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нрав ственные черты: любовь к отечеству и его защита, отвага, борьба со злом, трудолюбие и справедливость, преданность и дружба, знание и творчество и т. д. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. «Также в народных сказках в качестве главных персонажей действуют животные – лошади, верблюды, козлята, овцы, беркуты, что связано с условиями материальной жизни общества. В образе домашних животных, которые, как правило, очеловечены, народ в аллегорической форме высмеивает и осуждает людские пороки и недостатки» [4]. Персонаж волка во многих сказках народов ассоциируется с грубым, жестоким человеком, заяц – с трусливым, медведь – с неуклюжим,

 лиса – с хитрым и жадным человеком. Например, в казахской сказке «Қаңбақ шал мен түлкі» лиса, которая каждый день отбирает у старика всю рыбу и живет за счет чужого труда, символизирует хитрость, жадность и осуждается в народном восприятии. Пчелы и муравьи (в некоторых сказках ослы и верблюды) являются прототипом трудолюбивого человека и воспитывают у читателя или слушателя уважение в реальной жизни к труду и труженикам, высмеивая лень, глупость и невежество. Как видим, национальная культура призывает людей к нравственной чистоте и совестливости, справедливости, честности, порядочности и неподкупности. Она всегда осуждает взяточничество, стяжательство как аморальное явление, как нарушение справедливости, моральнонрав ственных норм, которые составляют основу человеческих взаимоот ношений. Свидетельство этому можно найти в «Словах назидания» Абая, где он подчеркивал важность служения своему народу. При этом служба должна быть честной, бескорыстной. Честный, справедливый, безобманный труд, служение высокому идеалу – богоугодное дело. Совесть, честность, неподкупность – вот основа человечности, гуман ности, которая должна быть заложена в основу современного воспитания человека. Честь, совесть, справедливость как нравственные ценности, как основа духовного совершенствования и процветающего общества должны быть востребованы в современном обществе. Эти ценности сформированы и актуализированы государством, гражданским обществом и каждым гражданином как основа формирования антикоррупционного поведения личности. Сейчас уже недостаточно простой исполнительности, профессиональ ной компетентности на государственной службе. Все больше возрас тает значение таких нравственных качеств, как совестливость, порядоч ность, честность. Все это еще раз подчеркивает важность и необходимость усиления нравственной основы деятельности государ ственного служащего. Нравственный элемент должен присутствовать буквально во всех формах общественного и индивидуального сознания в качестве своего рода гаранта их практической действенности как противоядие от коррупции. Без таких моральных качеств человека, как честность, порядочность, совестливость, принципиальность, антикоррупционная политика будет иметь декларативный характер. Стратегическая задача Казахстана – вхождение в число 30 разви тых государств мира – актуализирует такие качества, как конкурен тоспособность, профес сионализм, компетентность. Такие качества могут быть привиты только через честный труд, знание, образованность и пози тивную социальную направленность. Таким образом, казахстанское общество имеет культурно-ментальные, ценностные и социальные основы антикоррупционной культуры. Современное государство и внутреннее развитие общества позволяют обеспе чить формирование антикоррупционной культуры как превентивного инструмента государственной политики.

14) Система национальной безопасности на современном этапе, адекватная складывающейся внутренней и внешней обстановке, была необходимым условием для утверждения Казахстана как независимого государства, а также должна стать барьером для проникновения тех процессов явлений, которые могут нанести значительный ущерб государственному строю и политической ситуации как в нашей стране, так и во всем мире.

Вместе с тем, следует перечислить основные угрозы национальной безопасности:

1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории государства;

3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессии против нее;

4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность спецслужб и организаций и иностранных государств, а также отдельных лиц;

5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;

6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;

7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;

8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;

9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;

13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.

Таким образом, видно, что существует длинный перечень угроз национальной безопасности Казахстана на современном этапе. Рассматривая понятие «национальная безопасность», важно отметить ее принципы.

В связи с этим, принципами обеспечения национальной безопасности РК являются:

1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;

4) приоритетность политических, экономических и информационных мер;

5) взаимная ответственность личности, общества и государства;

6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.

Следует также отметить, что последствия коррупции, которые негативно сказываются на состоянии и развитии страны, приводят к подмене государственных целей личными и групповыми, росту недоверия населения государству и его институтам, подрыву общественной морали, и, в конечном счете, тормозят инновационное развитие, внедрение новых технологий и наносят вред имиджу конкурентоспособности страны. Поэтому в Республике Казахстан борьба с коррупцией и ее последствиями определена одним из приоритетных направлений государственной политики. Для этих целей приняты и осуществляются организационно-правовые меры по обузданию коррупции и противодействию ей усилиями всего общества.

Сейчас мы наблюдаем новую тенденцию проявления коррупции - стремление овладеть национальным достоянием, где она занимает особое место. Наиболее масштабные проявления коррупции связаны именно с экономикой, финансами, собственностью.

Таким образом, противодействие коррупции как с угрозой национальной безопасности связано с необходимостью разработки комплекса мер: программирования борьбы с коррупцией; совершенствования антикоррупционной политики; обеспечения национальной безопасности и т.д.

В настоящее время в нашей стране имеются необходимые правовые, социальные, экономические и организационные предпосылки для борьбы с коррупцией, направленные на снижение ее уровня, а также на сужение масштаба распространения. Но борьба с коррупцией не будет эффективной, не зная ее сущности, причин и условий ее проявления, поэтому для более глубокого и детального изучения этих понятий и явлений мы переходим к следующей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: