Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе

Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей государст­венности, а государственные служащие — основными исполнителями происходящих изменений в стране.

Государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Достаточно точно понятие государственной службы отражено в Законе РК «О государственной службе»

Принципы, на которых основана государственная служба в РК провозглашены в статье 3 Закона РК «О государственной службе».

В Казахстане заложена основа профессиональной государственной службы, построенной на принципах меритократии (признания заслуг), эффективности, транспарентности и равенства.

История развития государственной службы показывает, что она, в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера, связана с коррупцией.

Коррупция в органах государственной власти представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников.

Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы.

Различные исследования показывают, что коррупция возникает именно в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия.

Одной из главных целей государственной антикоррупционной политики является восстановление и усиление престижа государства, как на внутренней, так и на международной арене, преодоление кризиса доверия граждан к государственной власти.

Совершенствование антикоррупционного законодательства и проведение реформ государственной службы сформировали организационно-правовые основы, являющиеся наиболее эффективными средствами противодействия коррупции.

Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе направлены на усиление ограничительного режима для государственных структур, решение конфликта интересов, ужесточение ответственности за коррупционные преступления, сделан упор на расширение предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.

Организационные основы противодействия коррупции в сфере государственной службы реализуются в:

- Законе РК «О государственной службе»;

- Законе РК «О борьбе с коррупцией»;

-Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан

-Законе РК от 14.12.12 г. № 59-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

13.К организационным основам противодействия коррупции следует отнести:

Ø Внедрение института ротации государственных служащих

Ø Выработка антикоррупционного поведения государственных служащих

Ø Введение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

Ø Повышение профессионализации и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу.

Ø Регулирование конфликта интересов.

Ø Социальная защита государственных служащих.

Ø Ответственность за коррупционные правонарушения

Внедрение организационных основ противодействия коррупции на государственной службе, направленных на профилактику коррупции среди государственных служащих, приведет к высокоэффективному управлению страной, преодолению коррупции, решению поставленных Главой государства и Правительством задач в оптимальные сроки и с максимальной отдачей. Все это, в конечном счете, служит единой цели - выходу страны на качественно новый уровень менеджмента и, как результат, повышению благосостояния граждан.

И 88) Антикоррупционное образование и воспитание

Просвещение и воспитательная работа. Просвещение и воспитательная работа по формированию у молодого поколения антикоррупционного сознания являются частью государственной антикоррупционной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни казахстанского общества. В этом контексте важнейшим направлением образования должно стать создание образовательной среды неприятия коррупционных проявлений, воспитание нравственно совершенных граждан, с высоким уровнем морали, не подверженных коррупции. Сегодня необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику образовательной и воспитательной работы подрастающего поколения. Необходимость укрепления и развития гражданского обще ства, воспитание грамотных с правовой точки зрения граждан, обладающих необходимыми знаниями о своих гражданских правах и обязанностях, способных применять эти знания в повседневной жизни, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права защищать, становятся актуальной задачей всех образовательных учреждений Казахстана. Для этого, прежде всего, необходимо педагогическое осмысление цели, особенностей содержания, форм, методов и средств антикоррупционного образования и воспитания детей и молодежи разных возрастных групп. 

Антикоррупционное образование и воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие с целью привития ценностных установок, формирования антикоррупционного сознания и развития способностей, необходимых для выработки у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В узком педагогическом смысле – это процесс и результат специализированной просветительской и воспитатель ной работы, направленной на организацию противодействия коррупции. Сущность антикоррупционного образования и воспитания сводится к инте риоризации, т. е. переводу антикоррупционных требо ваний обще ства во внутренние ценностные установки и убеждения каждого обучающегося. Став таковыми однажды, они послужат верным компасом в его последующей жизни. В этом смысле об антикоррупционном образовании и воспитании можно говорить как о двуедином процессе. С одной стороны, предполагается формирование у обучающихся необходимых знаний и представлений о соответствующем мораль ном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, моральных принципах и нормах. С другой стороны, антикоррупционное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потреб ности посту пать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания. Формирование антикоррупционного сознания личности – это непрерыв ный процесс, основными направлениями которого являются: 1) привитие антикоррупционных ценностей, 2) формирование соответ ствующих моральных убеждений, качеств и чувств, 3) развитие необхо димых моральных потребностей и привычек. Эти направления и пред ставляют собой задачи антикоррупционного воспитания. На сегодняшний день выделяются следующие основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении: – отсутствие случаев коррупционного поведения в образователь ном учреждении; – антикоррупционное просвещение; – обретение опыта решения жизненных проблем на основе взаимодействия субъектов образования; – педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного сознания [3]. Можно выделить ряд личностных структур, которые могут формироваться в данной системе в различные возрастные периоды. Так, в работе с детьми дошкольного возраста (от 3 до 6 лет – время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве) особое внимание необходимо обращать на приви тие детям таких ценностей, как любовь к Родине, любовь к родной природе и потребность ее охранять, уважение к окружающим и традициям казахстанского народа, дисциплинированность, чест ность. Основная направленность воспитательной работы с детьми дошкольного возраста – это формирование у них духовно­нравственных и социокуль турных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обще стве. В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет – время зрелого детства, накопления физических и духовных сил) осуществляется наиболее интен сивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Поэтому в этом возрасте важное значение имеет формирование нравственной культуры. Необходимо особое внимание уделять формированию таких нравственных качеств, как совесть, честь, достоинство, стыд, доброта, милосердие, честность, справедливость, ответственность и др. Важно, чтобы в этот период у детей были сформированы представления и понятия мировоззренческого характера о коррупции и ее вреде. Ведущая мировоззренческая идея здесь должна быть связана с законами познания общества. Необходимо при этом учить ребенка осмысливать понятия, высказывать свою точку зрения, ставить его в проблемную ситуацию. Средний школьный возраст (от 11 до 14 лет – подростковый возраст, наиболее сложный в жизни детей) – это период закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эстетического багажа, его осмысления и обогащения. Реальная сложность в этот период жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мышления. В этом возрасте особенно важно культивировать такие качества личности, как патриотизм, интернационализм, гордость за свою Родину, уважение к обще ственному строю страны, трудолюбие, ответственность, дисциплина, знание и уважение гражданских прав человека. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания в этой возрастной группе как формирование правового сознания. С нашей точки зрения, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. В подростковом возрасте важно формирование осознанного принятия обучающимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создавать практические ситуации, в которых они обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Здесь, помимо информационно-просветительной составляющей антикор рупционного воспитания, необходимо создавать ситуации реше ния жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Старший школьный возраст (от 14 до 18 лет – юношеский возраст) – это период завершения физического и психологического созревания, соци аль ной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. В работе со старшеклассниками главной задачей системы антикоррупционного воспитания должно стать формирование у обучающихся антикоррупционного правосознания, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. Формирование антикоррупционного правосознания в этом возра сте должно быть системным, целенаправлен ным и непрерывным процес сом. По мере продвижения обучающихся к завершению курса общеобразовательной школы у них должно быть сформировано представление о корруп ции, ее проявлениях, мерах ответственности, устойчивое невосприя тие феномена коррупции. Сенситивным периодом формирования антикорруп ционного правосозна ния личности следует считать студенческий период, в ходе которого осуществляется профессиональное образование, постепенное включение в трудовые отношения, позволяющие осознать проблему коррупции. При этом необходимо учитывать, что довольно сложная общественно-экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в Казахстане, оказывается весьма непростой для молодого поколения. Общественные ценности начинают терять свое влияние на личность, и это сказывается на формировании у молодых людей позитивных ценностных ориентаций. В этих условиях молодые люди зачастую теряют уверенность в правильности собственного выбора, более того, они становятся индифферентными к разного рода проявлениям коррупции. Вследствие этого возникают сложности при необходимости сделать правильный выбор относительно коррупционного поведения. В связи с этим важным условием становится формирование антикоррупционных установок личности. Антикоррупционная установка – это интегрированный показатель избирательно опосредованных отношений человека к различным сторонам коррупции, выражающийся в его действиях, реакциях и пережи ваниях. Необходимость формирования антикоррупционной установки личности предполагает самоопределение, осознание внутренней сво боды, ответственности за собственный выбор и деятельность. При этом необ ходимо, чтобы студенты не просто осознавали важность антикорруп ционных идей, но и были вовлечены в деятельность по усвое нию практи ческих умений для антикоррупционного поведения, что может стать важнейшей предпосылкой для их успешной адаптации в сложившихся условиях. Таким образом, целью системы антикоррупционного воспитания детей и молодежи разных возрастных групп является необходимость форми рования антикоррупционного правосознания воспитанников через привитие ценностных установок и развитие способностей, необходимых для выработки у обучающихся устойчивой гражданской позиции относительно коррупции. Ниже показаны основные задачи, стоящие перед данной системой, а также направления воспитетельной работы с соответствующими возрастными группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: