Для анализа эффективности работы района управления ДЦУД используют качественные показатели использования вагонов:
1. Простой вагона под одной грузовой операцией (час).
2. Простой местного вагона (час).
3. Оборот местного вагона (сут).
В соответствии с ежегодными анализами результатов работы дороги данные показатели использования местного вагона улучшаются. Основной причиной этого является более четкая организация сменно-суточной работы со стороны ДЦУП и района управления ДЦУД, многоуровневый контроль исполнения оперативных планов.
1. Простой вагона под одной грузовой операцией определяется по формуле
, (4.1)
где - время простоя вагонов на станции под грузовыми операциями (вагоно-часы)
- количество грузовых операций с вагоном.
Погрузка и выгрузка считается как по одной операции, а сдвоенные (после выгрузки - погрузка) – как две операции. Количество операций всегда больше или равно количеству оправляемых местных вагонов.
Простой под одной грузовой операцией можно определить и по форме расчлененного простоя:
|
|
, (4.2)
где - учитывается время от прибытия до подачи на погрузочно – выгрузочные фронты.
- учитывается время грузовых операций на погрузочно -выгрузочных фронтах
- учитывается время от окончания грузовых операций на погрузочно-выгрузочных фронтах до отправления со станции.
можно разделить на время от окончания грузовых операций до выводки с подъездных путей и время от выводки до отправления со станции.
Таблица 4.1 – Простой вагона под одной грузовой операцией
год | 1988 | 1990 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||||
tгр | 25,02 | 26,44 | 33,06 | 33,76 | 33,46 | 31,25 | 28,48 | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Отклонение к 1988г. | |||||||
27,12 | 28,94 | 29,48 | 26,71 | 17,82 | 28,76 | |||||||
Рисунок 4.1 – Простой под одной грузовой операцией
2. Простой местного вагона определяется по формуле:
, (4.3)
где - время простоя вагонов на станции под грузовыми операциями (вагоно-часы)
- количество отправленных местных вагонов.
всегда больше или равно , т.к. учитываются не вагоно-операции, а вагоны.
Простой местного вагона можно определить и по формуле расчлененного простоя:
, (4.4)
Таблица 4.2 – Простой местного вагона
год | 1988 | 1990 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||
tго | 28,32 | 29,67 | 36,58 | 36,61 | 36,72 | 35,24 | 32,78 | 31,2 | 30,93 | |||
2007 | 2008 | 2009 | Отклонение к 1988г. | |||||||||
31,7 | 29,74 | 20,12 | 27,3 | |||||||||
Рисунок 4.2 – Простой местного вагона
3.Оборот местного вагона определяется по формуле:
, (4.5)
где – наличие местного вагона, которое слагается из прибывающей выгрузки и погрузки с последующей выгрузкой внутри дороги.
|
|
- общая фактическая выгрузка, ваг
Рисунок 4.3 – Оборот местного вагона
Расчет экономической эффективности от улучшения качественных показателей.
Принимаем для расчета единичные расходные ставки для грузового движения (в рублях). В соответствии с единичными расходными ставками за 2008 год 1 ваг-час простоя вагонов на станции составляет 2,32 рублей.
Согласно отчета ЦО-1 «Отчет о наличии, распределении, работе и использовании подвижного состава» количество вагоно-часов простоя вагонов за 2005 год на станции составляет 367402 вагоно-часов(в среднем за месяц), за 2009 – 362451 вагоно-часов.
Таблица 4.4 – Анализ общих данных
Наличие местного груза, ваг | Простой под 1 грузовой операцией, час | Простой местного вагона, час | Оборот местного вагона, сут | |
2005 | 12539 | 27,12 | 31,2 | 2,15 |
2009 | 8800 | 17,82 | 20,12 | 1,94 |
Сокращение | --- | 9,3 | 11,08 | 0,21 |
1. Экономический эффект от сокращения простоя под 1 грузовой операцией на станции рассчитывается:
(4.6)
2. Экономический эффект от сокращения простоя местного вагона на станции:
(4.7)
3. Экономический эффект от сокращения оборота местного вагона рассчитывается:
a) Определение сэкономленных вагоно-часов:
(4.8)
ваг-час в сутки
b)
c) Определение экономической эффективности:
(4.9)
млн.руб./год
Сведем все результаты в таблицу 4.5
Таблица 4.5 – Экономическая эффективность внедрения района управления ДЦУД
№ | Показатель | Сумма эффекта (млн. руб) |
1 | Экономический эффект сокращения простоя вагонов под грузовыми операциями на станции | 5,27 |
2 | Экономический эффект от сокращения простоя местного вагона на станции | 5,56 |
3 | Экономический эффект от сокращения оборота местного вагона | 40,15 |
Так как оборот местного вагона является объединяющим показателем качественного использования грузового вагона, слаженности производства работ. За окончательный итог эффективности принимается эффективность от сокращения оборота вагона, которая равна 40,15 млн. руб.