Оптимизация ассортиментного ряда колбасных изделий ООО «Гермес»

Анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики является важным для деятельности любой компании. Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность экономических и маркетинговых показателей (в частности, объем продаж), с другой стороны.

Целью исследования является анализ ассортиментного ряда колбасных изделий.

Задачей исследования является изучение ассортимента продукции, выявление перспективных и убыточных видов изделий, разработка мероприятий по оптимизации ассортимента.

Предметом исследования является продукция колбасного цеха.

Для того, чтобы облегчить проведение анализа по ассортименту продукции производства ООО «Гермес» условно разобьем товарный ассортимент на группы:

- «Лидеры». В эту группу отнесем товары, имеющие наибольшие объемы производства и реализации (свыше 3000 кг), показатели возврат не более 3% и показатель маржинальной рентабельности более 20%.

- «Перспективные». В такую группу войдут изделия, имеющие небольшие объемы производства (от 1000 до 3000 кг), показатели возврата не более 5%, показатели рентабельности более 20%, то есть те товары, производство, а затем и реализацию которых имеет смысл увеличивать в будущем.

- «Проблемные товары». В эту группу попадают товары, у которых показатель объема производства и реализации не менее 1000 кг, маржинальная рентабельность менее 20%, показатели возврата более 3%. В этой зависимости от выбранной стратегии поведения предприятия товар этой группы может переходить в другие группы.

Составим таблицу экономических показателей по колбасным изделиям за 2010г.

За 1 квартал 2010 г. колбасных изделий выпущено 211,64 тонн, в том числе Грудинка «Восточная» 4,33 тонн, которая является лидером, колбаса «Молочная» 1,69 тонн, что относит его к перспективной продукции и колбаса «Любительская» в/с в синюге 530 кг, являющийся проблемным товаром.

Используя данные таблицы 10, рассчитаем маржинальный доход по формулам 34 или 35:

 

ДМ Грудинка = 349986+55064=405050 руб.

ДМ Грудинка = 891980-486930=405050 руб.

ДМ «Молочная» 23201+19617=42818 руб.

ДМ «Молочная» 255190-212372=42818 руб.

ДМ «Любительская» -9729+19366=9637 руб.

ДМ «Любительская» 106000-96363=9637 руб.

 


Таблица 6 — Основные экономические показатели по колбасным изделиям за 1 квартал 2010 г.

Продукция Наименование показателей Грудинка «Восточная» Колбаса «Молочная» Колбаса «Любительская» в/с в синюге
Объем реализации, тонн 4,33 1,69 0,53
Выручка, тыс. руб. 891980 255190 106000
Затраты полные, в том числе: 541994 231989 115729
Цена за 1 кг, руб. 206 151 200
Затраты постоянные, тыс. руб. 55064 19617 19366
Затраты переменные, тыс. руб. 486930 212372 96363
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 349986 23201 (9729)

 

Рассчитаем точку критического объема продаж (точку безубыточности) в денежном измерении по формуле 36:

Тд Грудинка

Тд «Молочная»                        

Тд «Любительская» = 215177

Рассчитаем точку критического объема продаж в натуральном выражении:

 

Тн ,   (41)

где Цед – цена за 1 кг проданной продукции;

V – объем реализации.

Тн Грудинка=

Тн «Молочная»

Тн«Любительская»

Рассчитаем точку критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100% по формуле 38:

Т Грудинка

Т «Молочная»

Т«Любительская»

Определим объем реализации продукции в стоимостном выражении для получения определенной суммы прибыли по формуле 39:

ВР Грудинка

ВР «Молочная»

ВР«Любительская»

Определим зону безопасности в денежной измерении по формуле 40:

ЗБд Грудинка

ЗБд «Молочная»

ЗБд«Любительская» .

Определим зону безопасности в натуральном выражении:

 

ЗБн =   (42)

 

ЗБн Грудинка=

ЗБн «Молочная»=

ЗБн«Любительская»=

Полученные результаты представим в виде сводной таблицы.

 

Таблица 7 — Результаты анализа безубыточности

Наименование показателей Грудинка «Восточная» Колбаса «Молочная» Колбаса «Любительская»
Маржинальный доход, тыс. руб. 405050 42818 9637
Точка безопасности в денежном выражении, тыс. руб. 122364 115394 215177
Точка безопасности в натуральном выражении, кг 588,6 774,2 1065,2
Точка безопасности, % 13,59 45,81 200
Объем реализации продукции в стоимостном выражении, тыс. руб. 900111 251870 107078
Зона безопасности, % 86,28 54,78 -102

 

Таким образом, результаты исследования показали, что Грудинка «Восточная», которая является лидером, имеет самую высокую зону безопасности. В то время как зона безопасности колбасы «Молочной» относящегося к перспективной продукции на 31,5% ниже и составляет 45,81%. Однако, этот показатель выше зоны безопасности проблемного товара – Кобаса «Любительская» в синюге, который равен -102%. Также колбаса «Любительская» в синюге имеет самый низкий маржинальный доход – 9637 руб., что и относит его к проблемной продукции.

Для удержания своей доли рынка, предприятию ООО «Гермес» необходимо провести мероприятия для каждого из изделий.

По значениям показателей видно, что Грудинка «Восточная» пользуется спросом, значит, его производство и реализация по тем же объемам будет приносить предприятию стабильную прибыль. Однако высокая зона безопасности дает право на более высокие объемы, тем самым увеличивая прибыль.

Перспективное изделие Колбаса «Молочная» имеет хороший объем производства, зона безопасности достаточно высокая 54,78%, значит, дополнительный выпуск продукции принесет ожидаемую прибыль. Поэтому, при качественной рекламе, которая поможет донести информацию до потребителей, и высокого качества продукции возможно увеличение объемов продаж данного вида изделия.

Колбаса «Любительская» в синюге относится к проблемным товарам. Однако для предприятия нельзя отказаться от этого вида изделия, так как оно пользуется низким, но относительно стабильным спросом. Изделие может быть востребовано, потребитель просто не информирован о его составе, полезных качествах натурального мясного изделия. Из-за очень короткого срока реализации продукта, натуральной оболочки и больших по размеру батонов (около 3 кг) данный вид колбасы имеет низкую реализацию и большой процент возврата. Данную информацию можно размещать в СМИ, например, в городской прессе.

Оптимизация ассортиментного ряда колбасных изделий изделий показала, что всю продукцию можно разбить на три группы: лидеры, перспективные товары, проблемные товары. Расчеты показали, что батон Грудинку «Восточную», Колбасу «Молочную» и Колбасу «Любительскую» в синюге можно отнести к этим группам соответственно.

Грудинка «Восточная» пользуется спросом, значит, для получения стабильной прибыли необходимо производство и реализация данного вида продукции по тем же объемам. Колбаса «Молочная» имеет довольно высокую зону безопасности, то есть необходимо наращивать выпуск данного вида продукции для увеличения прибыли. Колбаса «Любительская» в синюге относится к проблемным товарам, однако для предприятия нельзя отказаться от производства данного товара, поскольку оно пользуется низким, но стабильным спросом и имеет своего покупателя на этом рынке.

 




Заключение

В соответствии с поставленной целью были решены задачи дипломной работы и на их основании были сделаны следующие выводы.

В условиях современной рыночной экономики, предполагающей высокую степень финансово-хозяйственной самостоятельности хозяйствующих

субъектов, острую конкурентную борьбу на товарных и финансовых рынках, необходимость принимать стратегические и оперативные управленческие решения при наличии неопределенности и риска, большое значение приобретает эффективное управление финансовой деятельностью предприятий.

Анализ финансово-экономических результатов российских предприятий в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью, приводящим к нулевой результативности используемых методов и к распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, любому предприятию в условиях рыночной экономики необходимо построить эффективную систему финансового менеджмента.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и социальное развитие организации.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разница между ценой продукции и ее себестоимостью реализованной продукции.

За счет прибыли развиваются предприятия, создаются фонды материального поощрения трудовых коллективов, удовлетворяются потребности предпринимателей и государства в целом. Наконец получение прибыли важнейшее условия конкурентоспособности предприятия. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль. Изменение прибыли формируется за счёт таких факторов как объем реализации, изменение структуры, изменение отпускных цен и изменение уровня затрат.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля, вложенного капитала.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании, рассчитываются отношения, полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании. Различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, продаж.

Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Гермес» позволяет сделать следующее заключение.

После оценки динамики и структуры ООО «Гермес» можно сказать, что предприятие в 1 квартале 2010 года достигло желаемого результата по сравнению с 1 кварталом 2009 года. Об этом свидетельствует увеличение всех показателей, в частности, общей суммы прибыли на 7119 тыс. руб.

Проведенный факторный анализ прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг показал, что в текущем году положительное влияние оказали факторы себестоимости (снижение на 8078 тыс. руб.), в том числе: более дешёвое сырьё (на 7665 тыс. руб), стоимость воды (на 470 тыс. руб.) за счёт пуска в эксплуатацию собственной газовой котельной установки.

Наилучшие показатели рентабельности ООО «Гермес» имеет в текущем году. Главным образом, этому свидетельствует повышение рентабельности производственной деятельности (на 24%), рентабельность реализованной продукции (на 31%) и рентабельность продаж, которая составляет 24%. Рентабельность совокупных активов выросла на 21,8%,рентабельность оборотных активов выросла на 21,8%, а рентабельность чистого оборотного капитала составляет 129%.

Анализируя показатели 1 квартала 2010 года можно сделать вывод, что предприятие значительно улучшило свою финансово-хозяйственную деятельность. Отчетный период оказался для предприятия нелёгким. Несмотря на увеличение рентабельности производственной деятельности на 24%, рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж на 31% и 24%,ситуация в отрасли остаётся крайне тяжёлой из-за падения покупательской способности населения. В то же время уменьшение показателей выручки от продаж на 951 тыс. руб., свидетельствует о недостаточно активной работе коммерческой службы и крайне тяжёлое положение с сырьевыми запасами, также на уровень продаж влияет крайне нестабильное качество выпускаемой продукции.

Рассмотренные графики и аналитические расчеты показали, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат. Увеличение удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. За анализируемые годы зона безопасности существенно увеличилась. Изменить ситуацию помогло сокращение затрат на сырьё и повышение себестоимости продукции.

Для предприятия оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности

Таким образом, все проведенные расчеты, факторный анализ, анализ рентабельности и безубыточности показали, что за анализируемые периоды, финансово-хозяйственная деятельность ООО «Гермес» существенно улучшилась. Наилучшие показатели предприятие имело в 1 квартале 2010 года, о чем свидетельствуют главным образом возросший показатель рентабельности производственной деятельности (24%) и прибыль от продаж 5350 тыс. руб.

Что касается тенденции развития рынка колбасных изделий в современных условиях, то нужно отметить, что инновационные преобразования в мясоперерабатывающей отрасли необходимы для эффективной деятельности предприятия..

Оптимизация ассортиментного ряда колбасных изделий показала, что всю продукцию можно разбить на три группы: лидеры, перспективные товары, проблемные товары. Расчеты показали, что Грудинку «Восточную», колбасу «Молочную» и колбасу «Любительскую» в синюге можно отнести к этим группам соответственно.

Грудинка «Восточная» пользуется спросом, значит, для получения стабильной прибыли необходимо производство и реализация данного вида продукции по тем же объемам. Колбаса «Молочная» имеет высокую зону безопасности, то есть необходимо наращивать данный вид продукции для получения стабильной прибыли не снижая качества изделия. Колбаса «Любительская» в синюге относится к проблемным товарам, однако для предприятия нельзя отказаться от производства данного товара, поскольку оно пользуется низким, но стабильным спросом, но стоит внедрить инновационные разработки отечественного или зарубежного машиностроения с целью приобретения аппарата для упаковки в газовую среду для увеличения сроков хранения и реализации до 45 суток.

Таким образом, с целью достижения высоких результатов работы предприятия необходимо управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли. Соблюдение вышеизложенных направлений позволит существенно повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: