В условиях глобализации мировой экономики налоговые администрации расширяют международное сотрудничество, направленное на защиту национальных интересов и борьбу с уклонением от уплаты налогов. В этой связи в международном сотрудничестве налоговых администраций происходят новые качественные изменения.
Характер информационного обмена с ознакомительного (обмен сведениями о законодательстве, опыте работы, подготовке и переподготовке кадров) изменяется на практический. Переход информационного обмена в практическое русло означает межведомственный обмен информацией по конкретным налогоплательщикам, конкретным хозяйственным операциям и т.д.
На смену взаимодействию в режиме «вопрос-ответ» приходит потоковый обмен информацией, когда на регулярной основе передаются массивы информации, например, об участниках ВЭД, деятельности интернациональных компаний).
Следующим шагом в развитии международного сотрудничества налоговых администраций станет возможность проведения скоординированных одновременных проверок организаций, осуществляющих транснациональную экономическую деятельность. Ниже приводятся меморандумы и соглашения, заключенные ФНС России с национальными налоговыми администрациями Аргентины, Финляндии, Франции и Абхазии в конце 2009 года.
|
|
1 октября 2009 года в ФНС России была проведена встреча с делегацией Федеральной администрации государственных доходов Аргентинской Республики (ФАГД Аргентины) по вопросам международного сотрудничества. Во время визита обсуждались перспективы двустороннего сотрудничества, и в частности возможность заключения между ФНС России и ФАГД Аргентины Меморандума о сотрудничестве и взаимопомощи в налоговой сфере, который способствовал бы повышению эффективности налогового администрирования в обоих государствах.
За основу предлагается взять проект предложенного Меморандума и после соответствующего согласования с заинтересованными ведомствами подписать на уровне Руководителей налоговых администраций. Основными формами сотрудничества Меморандума являются:
- предоставление информации о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях в налоговом законодательстве своих государств, о методах учета налогоплательщиков, их идентификации и ведении единого государственного реестра налогоплательщиков;
- обмен опытом при организации информационного обмена в электронном виде;
- обмен опытом по переводу информации, имеющейся у налоговых органов, в электронный вид и автоматизации ее обработки;
- проведение научно-практических конференций, семинаров по вопросам налогового администрирования;
|
|
По итогам встречи был подписан протокол рабочей встречи ФНС России и ФАГД Аргентины.
В рамках расширения международного сотрудничества налоговых администраций и в период официального визита Руководителя ФНС России в Финляндскую Республику 26 ноября 2009 года в Хельсинки был подписан Меморандум между ФНС России и Налоговой администрацией Финляндии о создании рабочей группы по вопросам сотрудничества и обмена информацией. Приоритетным направлением Рабочей группы является развитие сотрудничества и проработка рабочих вопросов, связанных главным образом с обменом информацией, и в частности процессом его автоматизации. Помимо вышеуказанных вопросов Меморандум призван решать вопросы спонтанного обмена информацией, в частности, относительно поступления денежных средств на банковские счета открытые в Финляндии, принадлежащие российским гражданам, а также перспективы внедрения практики проведения совместных налоговых проверок с участием представителей налоговых органов России и Финляндии, с привлечением, в случае необходимости, компетентных лиц других заинтересованных государств. Данный документ закрепляет новый этап взаимодействия налоговых служб двух стран.
В ходе официального визита Руководителя ФНС России во Францию 8 декабря 2010 года в Париже был подписан Меморандум между ФНС России и Главным управлением государственных финансов Министерства бюджета, государственных счетов, государственной службы и государственной реформы Франции о взаимопонимании и техническом сотрудничестве.
Меморандум призван способствовать сотрудничеству между ФНС России и ГДГД Франции по приоритетным для обоих ведомств направлениям, включая обмен опытом по вопросам налогового администрирования, устройства налоговых систем обоих государств, методам борьбы с уклонением от уплаты налогов, досудебного урегулирования налоговых споров и инициирования и осуществления процедур банкротства. При этом в качестве основных форм сотрудничества планируются: организация ознакомительных визитов и встреч представителей ФНС России и ГДГД Франции, обмен печатными изданиями и методическими материалами, проведение семинаров, дискуссий и конференций по вопросам деятельности сторон.
Данный документ закрепляет новый этап взаимодействия налоговых служб двух стран.
В рамках налаживания международного взаимодействия в области налогового администрирования 15 декабря 2009 года в Москве в ходе официальной встречи Руководителя ФНС России с Министром по налогам и сборам Республики Абхазия подписан Протокол между ФНС России и Министерством по налогам и сборам Республики Абхазия о взаимопонимании и сотрудничестве. Мокрецова М.П. и Пипия В.А. подписали первый документ по налоговым вопросам, заключенный между налоговыми ведомствами Российской Федерации и Республики Абхазия.
Протокол предоставляет налоговым ведомствам возможность обмениваться информацией о национальных налоговых системах, особенностях и изменениях налогового законодательства, осуществлять обмен специалистами и экспертами, создавать рабочие группы, оказывать содействие в сфере подготовки и переподготовки кадров [45].
Вывод: Необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.
Налоговая политика государства на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.
Одним из значимых нововведений станет налог на недвижимость, его положительные и отрицательные моменты можно будет оценить в будущем, а на данном этапе одни экономисты предполагают, что он приведет к обвалу цен на жилье, но в тоже время увеличится стоимость на содержание и аренду жилья, другие считают, что налоговые ставки возрастут для большинства граждан, а не только для «богатых» и «очень богатых» собственников дорогой недвижимости. Предполагается, что налог на недвижимость станет основой региональных бюджетов.
|
|
Заключение
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной налоговой системы РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.
Структурно работа состоит из введения, содержания, трех глава, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается историческое развитие налоговой системы в России, определяется понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем, принципы построения налоговой системы РФ, дается детальная характеристика налоговой системы РФ. Во второй главе были рассмотрены проблемы налоговой системы Российской Федерации и проведен анализ налоговой системы страны.
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой. Сложные методики расчета налогов, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ – показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.
|
|
В рассматриваемом периоде наблюдается увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2010 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 6%. За анализируемый период в 2010 года, положительной динамикой отметился налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого возросли в 1,4 раза по сравнению с 2009 годом, что обусловлено повышением цены на нефть.
В третьей главе «Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации» предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:
- реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога;
- обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;
- совершенствование методик исчисления налогов;
- совершенствование налогового документооборота;
Таким образом, тема данной квалификационной дипломной работы была полностью раскрыта.
Список использованной литературы
1. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие/ Алиев Б.Х. Алиев М.Б. АбдулгалимовHYPERLINK "http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/" А.М. Вузовский учебник,- 2008 -240с
2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 370 с.
3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.:Финансы и статистика, 2005. –401 с.
4. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. / Вещунова Н.Л. – СПб.: Питер, 2006. –350 с.
5. Волков Д. Б. Проблемы налогового стимулирования субъектов сельского хозяйства//Налоговая политика и практика.- 2010.-№5.- С. 26- 28.
6. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение /ПHYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/4015451/"од редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской - М.:Питер,2009- 528 с.
7. Вылкова Е.С.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. /Сердюков А. Э, Вылкова Е.С., М.: Финансы и статистика, 2008- 704 с.
8. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 633 с.
9. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четертая:текст с изм. и доп.на 20 сентября 2010 г.-М.:Эксмо,2010.-512 с.(Законы и кодексы)
10. Грачев Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2003- 325c.
11. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.lib.tsu.ru
12. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/под ред. А.Г. Грязновой, М.: Финансы и статистика, 2004- 1168с.
13. Елизарова Н.В.Финансовое право. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-college.ru/
14. Злобина Л.А.Налоги и налогоооблажение. Учебное пособие 2-е, издание/Злобина Л.А. М.: Издательство МГУП, 2008.- 406 с.
15. Зрелов А.П.- Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. Зрелов А.П.Налоги и налогообложение:учеб. пособие 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
16. Игнатов А. В.Антиутопии отечественной налоговой системы//Налоговая политика и практика.- 2010.-№3.- С.17-19.
17. Институт независимых социально экономических исследований. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insei.ru
18. Казак А.Ю. Финансы и кредит /Под ред. А.Ю. Казака. – СПб.: Питер, 2004.-615 с.
19. Качур О.В.Налоги и налогообложение/ Качур О.В. М.: Кнорус, 2007. — 304 с.
20. Князев В.Г. Налоги и налогообложение / Князев В.Г,Пансков В.Г.– М.: МЦФЭР. 2008. –336 с.
21. Ковалева В. В.Финансы/ под ред. В. В. Ковалева 2-е изд.,- М.: Велби, Проспект, 2007. -640 с.
22. Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 40 с.
23. Костикова Е.Г. Налоговое право России: Учебник/ Костикова Е.Г. Мамилова Е.Г. Кирилина В.Е. Шарандина Н.Л. Цинделиани И.А.-М.: Эксмо, 2008. - 576 с.
24. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник/ Лыкова Л.Н – М.: Дело, 2004. –400 с.
25. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2006 –505 с.
26. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. –326 с.
27. Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/
28. Назаров В.Н.О понятии "налоговая система" и его правовом содержании/ Назаров В.Н// Финансовое право – 2009-№1.-С.10-12
29. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.
30. Новоселов К.В. Изменения в налогообложении прибыли с 2010 года //Налоговая политика и практика.- 2010.-№1.- С.6 -8
31. Новый подход к заявительной процедуре возмещения НДС//Налоги и налогооблажение.- 2009.- № 9.- С.15-18
32. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России//Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 3.- С. 4-5.
33. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. М.: Финстатинформ, 2004. – 222 с.
34. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов// экономика и жизнь 2010-№ 3,- С.6-7
35. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ (2-е издание): учебник / Пансков В.Г. – М.: Финансы и статистика, 2008. –496 с.
36. Перов А.В Налоги и налогообложение/Перов А.В., Толкушкин А.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
37. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Перов А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007. –489 с.
38. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (извлечения) //Налоги и налогооблажение.- 2009.- № 11.- С. 15-16
39. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru
40. Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ex.ru/academy
41. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.taxpravo.ru
42. Счетная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru
43. Толкушкин А. В. Энциклопедия российского и международного налогообложения/Толкушкин А. В.: Юристъ, 2003.-912 с.
44. Управление ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r89.nalog.ru
45. Федеральная Налоговая Служба РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nalog.ru
46. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"// Российская газета. – 2009. – № 4961. – 28 июля
47. Цыганков В.В.Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля//Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 4.- С. 21-23.
48. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – С. 23-31
49. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения / Черник Д.Г – М.: Финансы и статистика, 2008. –368 с.
50. Чхутиашвили Л.В. - Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса//Налоги и налогооблажение.- 2010.- № 9.- С. 11-12.
51. Шаталов, С. Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе/ С. Д. Шаталов //Финансы.-2009-№7.- С.3-7
52. Экономический словарь/ Под ред. Архипова А.И. – М.: Проспект,2010- 624 с.
53. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение/ Юткина Т.Ф.- ИНФРА-М, 2008 - 430 с
54.