Проблемы присоединения России к ВТО

 

В настоящее время Россия, имея статус наблюдателя ГАТТ/ВТО, стремится стать полноправным членом этой организации. Не являясь членом ВТО, страна ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет 1,5 млрд. долл.

Россия в 1993 г. впервые обратилась в ГАТТ с просьбой о присоединении. Год спустя, в 1994 г., Правительство РФ передало странам-участницам Меморандум о внешнеторговом режиме России. На его обсуждение было потрачено 4 года. С особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные с ней отрасли хозяйства. В результате достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса.

Столь затянувшаяся начальная фаза присоединения вполне объяснима. Сказались непоследовательность проводимого реформистского курса, отставание законодательной базы реформ, частое изменение таможенно-тарифной системы, внутриполитическая нестабильность. К тому же начало процесса присоединения России совпало по времени с преобразованием ГАТТ во ВТО. Одним из следствий этого стало рез кое ужесточение требований, предъявляемым к странам-кандидатам на вхождение во ВТО. И все же Россия сумела пройти треть пути к вступлению во ВТО, что само по себе немало. Дав согласие на двусторонние переговоры с Российской Федерацией в рамках ВТО, ведущие страны Запада тем самым признали де-факто переход России в новое качество — из страны с автаркической экономикой в государство с достаточно открытой внешнему миру рыночной системой хозяйства. Более конкретно это значит, что торговый режим Рос сии и ее экономическая система в целом ныне сопоставимы с обязательствами ВТО. С этим фактом вынуждены считаться государства — члены ВТО. Свершившаяся акция — своеобразный промежуточный итог внутриполитической борьбы внутри страны между сторонниками участия во ВТО и теми, кто считает, что подобные меры могут подорвать конкурентоспособность и без того ослабленной отечественной экономики. В настоящее время предпочтение отдано курсу на активное включение России в мировое хозяйство.

Сейчас идет стадия сложных переговоров с каждым из торговых партнеров. Российскому правительству предстоит отстаивать свою позицию по мерам защиты отечественного рынка и доступа на рынки партнеров по более чем десяти тысячам наименований промышленных, а также сельскохозяйственных товаров. Конкретные предложения на этот счет переданы во ВТО. Впереди и третий, наиболее трудный этап переговоров по выработке взаимных обязательств в области торговли услугами. И лишь по завершении всех трех стадий переговорного процесса может быть подписан общий протокол ВТО о присоединении (со списками согласованных тарифных уступок по торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами и обязательств по торговле услуга ми). Протокол должен быть одобрен Генеральным советом ВТО.

- 12 -

Принятые обязательства распространяются на все страны — члены ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования. Такова в общих чертах техническая сторона дела. Но за процедурной схемой скрывается огромный масштаб проблем, которые предстоит решать России. Присоединение Рос сии к ВТО затрагивает предприятия отечественной промышленности. Во-первых, потому, что регулирование мировой торговли промышленными товарами — наиболее развитая, тщательно отработанная, проверенная полувековым опытом система. Во-вторых, потому, что промышленные предприятия России более, чем все другие предпринимательские структуры страны, связаны с мировым рынком и испытывают на себе его воздействие. Одни из них, прежде всего предприятия топливно-энергетического комплекса, ряда сырьевых отраслей, глубоко вовлечены в международное разделение труда. Другие широко используют импорт недостающих видов сырья — материалов, оборудования, комплектующих. Третьи ориентируются на импорт иностранных инвестиций и новых технологий. Четвертые — и таких большое число, особенно в машиностроении, производстве потребительских то варов, — испытывают острую иностранную конкуренцию на внутреннем рынке.

Отечественная промышленность — это комплекс отраслей, работающих в жестких условиях рынка, чье состояние и развитие прямо или косвенно зависят уже не только от внутренней среды, но и от внешней, а следовательно, и от условий вхождения в мировую торговую систему. Процесс адаптации предприятий к нормам ВТО не будет легким. Многие из них все еще находятся в состоянии упадка либо депрессии. Конкуренция на внутреннем рынке сильно деформирована сохраняющейся в ряде отраслей монополией мощных финансово-промышленных групп, крупных государственных и полугосударственных предприятий. И главное, промышленность находится в преддверии радикальной структурной перестройки. Отсюда, казалось бы, самый простой путь — отгородиться хотя бы на время от внешней конкуренции. Но это означает перевод значительной части промышленности на импортозамещающий путь развития. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на опыт развивающихся стран, а также Японии первых послевоенные десятилетий.

Стратегии импортозамещения и самообеспеченности промышленными товарами придерживались отнюдь не все развивающиеся страны, а лишь группа государств в период их индустриализации (преимущественно страны Латинской Америки, Индия, Пакистан и др.). Другая же группа стран (прежде всего Юго-Восточной Азии, а затем и Китай) избрала экс портоориентированную модель развития, рассчитанную на активное включение в международное промышленное раз деление труда.

Сравнительный анализ итогов экономического развития, проведенный международными организациями, а также отечественными специалистами, показывает: страны второй группы значительно опередили по темпам индустриализации все другие развивающиеся страны и в сравнительно короткие сроки достигли уровня промышленно развитых государств.

 

 

- 13 -

Что касается Японии, то модель ее "экономического чуда" заключалась в проведении отнюдь не тотальной, как принято считать, а строго селективной протекционистской политики при одновременной широкой ориентации на развитие эффективных экспортных производств. Японский рынок с самого начала был свободен для импорта не только топливно сырьевых ресурсов, что естественно для этой страны, но и новых технологий, ноу-хау, патентов-лицензий, особенно в производстве наукоемких изделий, пока страна не создала собственную фундаментальную и прикладную науку. После днюю четверть века Япония придерживается стратегии передовых рубежей. Суть ее — в создании на базе собственных и частично импортных новых и новейших технологий высоко конкурентоспособных отраслей, работающих на внутренний и зарубежные рынки. Сравнительно закрытый от внешней экспансии японский рынок объясняется не только протекционистскими барьерами, но и более высоким по сравнению с международным уровнем качества японских товаров, про даваемых в собственной стране.

Применительно к российскому выбору промышленной стратегии речь идет отнюдь не о перенесении зарубежного опыта, так как слишком велика специфика самой России. Обращаясь к мировому опыту последней половины XX столетия, важно понять главное — время промышленных стратегий "самообеспечения любой ценой" давно миновало. Ныне практически не осталось стран, которые бы не стремились всеми силами и средствами к расширению своего присутствия на мировом рынке, завоеванию соответствующих ниш в международном разделении труда. Это превратилось в одно из важнейших условий выживания нации, обеспечения национальных интересов и безопасности любой страны.

Российское правительство с самого начала реформ взяло курс на открытую экономику, была осуществлена значительная либерализация внешней торговли. Вместе с тем средневзвешенные пошлины на промышленные товары в России все еще остаются в 2 раза выше, чем в развитых странах, — 14% (и даже 30% для отдельных товаров) против 7%. Находясь за пределами ВТО, страна теряет от дискриминации промышленных товаров со стороны стран Запада в виде антидемпинговых и других мер. Но это не все потери. Российские производители лишены многих преимуществ, которыми обладают участники ВТО. В их числе — право на получение заблаговременно информации о стандартах, технических требованиях, результатах испытаний того или иного продукта, поступающего на рынки других стран, значительная экономия на масштабах производства благодаря использованию единых стандартов на внутреннем и зарубежных рынках, право обращаться за защитой в судебные органы ВТО в случаях неправомерного отказа других участников в доступе российских товаров на их рынок, потенциальный выигрыш от приведения внутреннего законодательства страны в соответствие с международными нормами и регламентами и многие другие.

Россия приступила к переговорам по уступкам в области торговли промышленными товарами, разделив их на три группы К первой отнесены товары (13—15% от общего числа), для которых связывание тарифов исключено.

- 14 -

Очевидно, это продукция военных отраслей, не подпадающая под регламентацию ВТО. Но в эту же группу включены и товары, производство которых требует действенной поддержки государства в долгосрочной перспективе. Вторую группу образуют товары (около 35%), по которым предлагается связывание тарифов на более высоком по сравнению с текущими ставками уровне. Это чувствительные к импорту товары, производство которых требует поддержки государства. Именно здесь разворачивается основная торгово-политическая борьба с нашими партнерами по переговорам. Третью группу образуют остальные товары (около 50%), по которым связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок таможенного та рифа. Это малочувствительные к импорту товары, производство которых, тем не менее, нуждается в поддержке государства.

Переданные российской стороной предложения исходят из значительно более высокого уровня таможенной защиты, чем существует сегодня и чем это следует из правительственного проекта промышленной политики. И хотя при любом торге более высокий запрос — дело обычное, в данном случае его уровень намного превосходит реальные потребности промышленности в таможенной защите. Предполагается, что снижение ставок российского таможенного тарифа будет происходить двумя этапами. Первый — через 4—7 лет, в течение которых будут реформироваться отрасли со сравнительно низкой капиталоемкостью, второй — за пределами 10-летне го периода, необходимого для структурной перестройки всей экономики. Однако такого рода расчеты не укладываются в нормы ВТО относительно сроков переходного периода и, видимо, потребуют серьезной корректировки.

Предстоит менять принципиальный подход к оценке эффективного уровня таможенной защиты. Реально же необходимы тщательные расчеты конкурентоспособности продукции по каждому из десяти тысяч наименований товарных позиций. Подобная, исключительно трудоемкая работа, на сколько известно, не проводилась В переданных во ВТО списках по тарифным уступкам указаны лишь весьма приблизительные данные. Чтобы провести подобные расчеты, пред стоит сформировать информационную базу данных по каждому товару. Строго дифференцированный подход к оценке конкурентоспособности каждого товара необходим и потому, что протекционистская защита от импорта далеко не ограничивается мерами таможенной политики. Существует большой арсенал других, часто более эффективных средств торговой защиты — количественные ограничения импорта, субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые пошлины, технические и другие барьеры. Использование всех этих мер строго регламентируется правилами ВТО, десятками его многосторонних соглашений. Однако умелое и своевременное использование этих средств применительно к конкретному товару возможно лишь при наличии постоянною штата, вы сококвалифицированных специалистов, способных не только отслеживать ситуацию на конкретных российском и между народном рынках, но и грамотно и оперативно применять в случае необходимости различные методы протекционизма.

 

- 15 -

Один из аргументов противников присоединения России к ВТО — ущерб, который может нанести подобная акция продовольственной безопасности страны. При этом часто ссылаются на принятый Федеральным Собранием Закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации", согласно которому достижение не менее чем 80% производства жизненно важных продуктов питания за счет собственного аграрного сектора (сегодня — около 50%) — главное условие обеспечения независимости страны.

Присоединение к ВТО, разумеется, затронет интересы российского сельского хозяйства, хотя и в значительно меньшей степени, чем промышленности. Дело в том, что процесс формирования правовой базы международного регулирования торговли сельскохозяйственными товарами далеко не завершен, уровень ее либерализации намного ниже, чем в промышленности. Непосредственные выгоды от участия в Соглашении по сельскому хозяйству весьма скромные. В соответствии с правилами о присоединении к ВТО Россия уже предоставила список специфических уступок в области торговли сельскохозяйственными товарами, включающих доступ на рынок, экспортные субсидии и меры внутренней поддержки. Но впереди немалая работа по пересчету всех существующих нетарифных барьеров и импортных ограничений в тарифные эквиваленты — обычные таможенные пошлины, отражающие различия между уровнем внутренних цен и цен мирового рынка. Предстоит сложная процедура адаптации способов поддержки сельского хозяйства, а также санитарных и фитосанитарных мер к требованиям и стандартам ВТО. Необходима стратегия развития российского сельского хозяйства, основанная на учете новых реалий, новых принципов и прежде всего потребностей в резком повышении конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечении ее прорыва на зарубежные рынки.

Россия может и должна использовать многообразные меры защиты и поддержки сельского хозяйства, легализованные ВТО. Она с полным правом может ориентироваться на опыт государственной защиты аграрного рынка в странах ЕС. При этом, однако, не следует забывать, что общая тенденция, которой следует ВТО, — это последовательное снижение уровня аграрного протекционизма.

Переговоры с партнерами по торговле услугами — третий, завершающий этап на пути присоединения к ВТО — самый трудный по многим причинам. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности — оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование и аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и многие, многие другие. Специалисты ВТО выделяют около 160 категорий и подкатегорий услуг (только деловые услуги насчитывают 45 видов, услуги связи — 25, банковское дело, включая страхование, — до 20 видов и т. д.). Международный обмен услугами составляет около 30% мировой торговли товарами и увеличивается быстрыми темпами; растет и роль услуг в российской экономике, составляющих ныне около 50% ВВП.

 

- 16 -

Все большая их доля включается в сферу международного обмена. В то же время механизм регулирования мирового рынка услуг в рамках ГАТС отличается исключительной сложностью в силу огромного разнообразия как общих принципов, норм, правил, так и специфических обязательств каждой из стран-участниц по либерализации доступа на национальные рынки услуг. Подобный механизм сильно отличается от привычных методов регулирования торгов ли товарами. Позиция России осложняется крайне отсталым уровнем законодательной базы регулирования услуг, до сих пор нет Классификатора услуг, сопоставимого с разработанным ВТО Классификатором основного продукта.

Выработка экономической стратегии страны и ее внешнеторговой составляющей — главное, но далеко не единственное требование, диктуемое вступлением России во ВТО. Край не сложная задача — согласование стратегических целей торговой политики правительства с текущими интересами отраслей и крупных предприятий. Особую проблему представляет приведение законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Предстоят кардинальные изменения федеральных законов о государственном регулировании внешне торговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятков других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой законотворчества, связанного с присоединением к ВТО, является региональное законодательство. В настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенции и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли. При соединение к ВТО затрагивает и отношения России со странами СНГ. Сегодня ни один из создаваемых с участием Рос сии таможенных союзов не отвечает критериям ВТО. В силу этого страны СНГ вступают во ВТО каждая самостоятельно. Поскольку же координация переговорной позиции между ними практически отсутствует, это может крайне отрицательно сказаться как на наших торгово-политических интересах, так и на судьбе таможенных союзов в целом.

 

 

- 17 –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: