| Наименование аспекта | Маркер |
| 1.Сведение об авторе | Автор романа -... |
| 1.1 Даты жизни и деятельности | Татищев В.Н. (1686-1750). Русский историк |
| 1.2 Национальность или указание о принадлежности автора к стране | Имя французского поэта... широко известного отечественному читателю.... Хорхе Луис Борхес (1899-1986) - аргентинский поэт, прозаик, переводчик. Герман Гессе (1877-1962) - крупнейший немецко - шведский писатель первой половины ХХ века. |
| 1.3 Раскрытие псевдонима | М. Твен (настоящее имя - Сэмюэл Клеменс)... Подлинное имя современного французского прозаика Анри Труайя - Левон Тарасян... |
| 1.4 Профессия | Автор очерков - известный полярный исследователь, неутомимый путешественник... До прихода в литературу автор успел поработать и..., и... |
| 1.5 Период, к которому относится творчество автора | Идейные убеждения... складывались под влиянием... Творчество... относится к эпохе... оно пронизано идеей... Творчество... неразрывно связано с периодом, получившим название.... |
| 2. Краткая характеристика творчества автора | |
| 2.1 Основные направления творчества, проблематика произведений | Ведущая (основная, генеральная) тема творчества -... В основном... пишет о... Излюбленная тема... -... Творчество... посвящено... |
| 2.2 Упоминание о наиболее известных произведениях автора | В новой повести... продолжает ту линию своего творчества, которая обозначена его широко известными романами - «...» Имя... известного любителя поэзии по таким сборникам, как «...» |
| 2.3 Место автора в формировании определенного жанра или направления литературы | Юджин О Нил, зачинатель американской драмы ХХ века,... С именем Р. Брэдбери неразрывно связано развитие жанра научной фантастики. |
| 2.4 Сведения о присужденных автору премиях и званиях | Повесть (роман, сценарий) удостоена (отмечена, получила и т.п.) премии... Роман лауреата крупнейшей британкой литературой премии «Букер» за... год, посвящается... |
| 3. Характеристика аннотируемого произведения | |
| 3.1 Литературная форма (жанр произведения) | Роман (повесть, рассказ, новелла, поэма очерк, эссе и т.д.) повествует (посвящен, рассказывает) о... Приключенческая (документальная, историческая, научно-фантастическая, юмористическая) повесть связана с... (посвящена, рассказывает о...) |
| 3.2 Состав издания | Книга... продолжает серию... Книга включает дневниковые записи, письма, путевые очерки... В книгу вошли повесть «...» и рассказы «...» |
| 3.3 Тема произведения в художественных произведениях; в научно - популярных изданиях; в детской литературе | Главная тема повести (романа, рассказов) -... Роман посвящен... Повесть и рассказы... объединяет тема На страницах книги читатель встретится с... (побывает в..., увидит..., узнает... отправится...) Автор приглашает читателя увидеть... (удивится..., задуматься над..., внимательно посмотреть на...) Знакомясь с этой книгой, юный читатель узнает о том, каков (что, где, когда, сколько, зачем, почему, отчего...)... ... - вот далеко не полный перечень вопросов, на которые можно найти ответы в этой увлекательной книге. |
| 3.4 Место и время действия | Действие повести происходит в... во время... События романа разворачиваются в... в годы Время действия повести -... |
| 3.5 Характеристика действующих лиц | Главные персонажи романа -... Герой повести... обладает... |
| 3.6 Цитаты | «...» - этими словами главного героя можно выразить основную идею романа. «...» - так определяет суть основного конфликта своего романа автор. |
| 4. Оценка анализируемого произведения | Книга получила высокую оценку прессы и читателей. |
| 4.1 Отличительные особенности издания | Настоящее издание широко известного романа... включает новую часть... Подобное издание предпринимается впервые... Большинство новелл публикуются на русском языке впервые |
| 4.2 Фактический материал, лежащий в основе произведения, личное участие автора в описываемых событиях | Повесть автобиографична... В книге использованы личные наблюдения автора..., много лет проработавшего в... Судьба героя повести во многом повторяет судьбу автора... |
| 4.3 Историческая, общественная и художественная ценность аннотируемого произведения | Повесть... стала одной из самых значительных произведений советской литературы 20 годов... В аналогию вошли лучшие повести..., созданные в период с... по... |
| 4.4 Сведения о популярности аннотируемого документа | Повесть широко известна и была экранизирована. Роман за короткий срок трижды переиздавался, он является значительным событием в современной литературе. |
| 4.5 Сведения о возникших вокруг произведения дискуссиях | Повесть вызвала много горячих споров... Роман... вызвал оживленную дискуссию на страницах журналов... |
| 4.6 Оценка произведения классиками литературы, выдающимися деятелями науки и искусства | Роман получил высокую оценку... «...» ... дал высокую оценку роману, считая, что |
| 5. Стилистические особенности аннотируемого произведения | Характерные особенности писательского почерка.. проявляются... Литературную манеру... отличают... |
| 5.1 Художественная литература | Поэтичность, эмоциональность, романтическая окрыленность - отличительные черты художественного стиля |
| 5.2 Научно - популярная литература | Книга написана (живо и эмоционально, в живой публицистической манере) увлекательно (простым и доступным языком, ярко и увлекательно, в полемическом духе...)... |
| 6. Характеристика художественно - полиграфического и редакционно - издательского оформления | Книга прекрасно иллюстрирована Издание подарочное... |
| 6.1 Качество и количество иллюстраций | Издание иллюстрировано 120 тоновыми и цветными иллюстрациями. Многочисленные карты, оригинальные рисунки, фотоснимки обогащают содержание книги. Книга оформлена художниками Палеха, лауреатами премии... Мастерски выполнены художником... иллюстрации прекрасно дополняет текст |
| 7. Читательский адрес | |
| 7.1 Целевое назначение | Цель книги - раскрыть..., сформировать..., дать представление о..., углубить знания о... Книга может быть полезна для расширения кругозора..., повышения квалификации, как справочное пособие по... |
| 7.2 Читательское назначение | Книга рассчитана на (предназначена для..., адресована..., будет с интересом прочитана..., обращена к тем, кто..., заинтересует..., может быть рекомендована...) студентов (младших школьников, руководителей предприятий, специалистов в области...) |
Приложение 5






