Разработка рекомендаций по внедрению системы сбалансированных показателей оценки депозитной политики

 

Система сбалансированных показателей (ССП) является управленческой и измерительно-стратегической системой, переводящей миссию и стратегию банка в сбалансированный комплекс интегрированных рабочих показателей. Внедрение ССП субъектами банковского предпринимательства будет способствовать повышению качества управления, стимулированию сотрудников к высокоэффективной и стабильной деятельности, достижению банком ведущих позиций на рынках, а также росту транспарентности деятельности субъекта предпринимательства.

Сформированная ССП позволяет банку оценивать достижимость поставленных целей и получать быструю обратную связь по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные с позиции реализации стратегии аспекты банковской деятельности.

Анализ системы управления в банковском предпринимательстве с помощью ССП показал, что система базируется на четырех основных составляющих – финансы, маркетинг, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост (рис. 3.4). Равновесность системы управления заключается в комплексном подходе к оценке и эффективному использованию как материальных, так и неосязаемых активов.

 


 

 


Рисунок 3.4 – Процесс формирования системы равновесного управления с использованием ССП

 

Внедрение ССП в деятельность коммерческого банка обусловлена необходимостью равновесного управления процессами развития филиальной сети, что в условиях экономического кризиса неизбежно вследствие банкротства региональных банков. В связи с тем, что локальный спрос на банковские продукты сохраняется, оставшиеся банки занимают высвобождающийся сегмент банковского рынка. Поэтому в рамках реализации задачи равновесного управления были выделены следующие этапы формирования ССП для субъекта банковского предпринимательства с развивающейся филиальной сетью:

1 этап – определение стратегии банка и перевод ее в плоскость конкретных стратегических задач на основе миссии и иерархии целей банка.

2 этап – составление перечня ключевых параметров деятельности коммерческого банка с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней.

3 этап – формирование ключевых показателей деятельности на основе управляющих параметров. Они позволяют отслеживать ход реализации стратегии банка и корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями, а также обеспечивают основу для планирования оценки исполнения бюджета и деятельности каждого сотрудника.

4 этап – разработка стратегических инициатив, то есть программ конкретных действий для достижения тех или иных стратегических целей банка и целевых значений показателей.

Главный результат внедрения ССП в качестве инструмента равновесного управления деятельностью коммерческого банка заключается, прежде всего, в устранении разрыва между разработкой и воплощением депозитной политики за счет комплексного контроля развития субъекта. Процесс равновесного управления коммерческим банком является сложной многоступенчатой процедурой, основанной на следующих принципах.

1) Приоритетным в деятельности управленческого персонала коммерческого банка является постоянный анализ финансовых и денежных индикаторов, характеризующих состояние внешней среды, финансовых инструментов, предлагаемых клиентам банковских операций, как основы адаптации разработанных планов: стратегического, годового и оперативных – к изменяющимся условиям.

2) Разработка системы планов: стратегического, годового, квартального, оперативного – подчиняется общим целям деятельности банка: обеспечению его ликвидности и устойчивости.

3) Разработка стратегического плана основана на выработке стратегии, которая выражена как в количественных, так и качественных параметрах.

4) Выработка стратегии осуществляется руководством банка на основе интуиции, опыта, экспертных оценок, специальных аналитических отчетов, подготовленных соответствующими службами коммерческого банка.

5) Горизонт выработки стратегии и стратегического плана определяется макроэкономическими условиями. Так, в период 1992-1998 гг. в качестве стратегического плана справедливо мог рассматриваться годовой план в силу общей финансовой, экономической и политической нестабильности. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и сейчас.

6) Формирование стратегического плана подчиняется общим принципам планирования: достоверность, динамизм, предвидение. На основе стратегического плана разрабатываются годовые планы с их последующей корректировкой, в которых реализуются принципы: адресности, конкретности, ответственности, адаптации к изменяющимся условиям.

7) При разработке стратегии необходима перекрестная экспертиза, поскольку деятельность подразделений банка в достаточной степени взаимосвязана в силу портфельности оказываемых клиентам услуг.

8) Системный подход к исследованию сущности банковского управления определяет необходимость интегральной оценки эффективности системы стратегического менеджмента.

Основными предпосылками использования ССП для оценки филиалов коммерческого банка является наличие значительного числа информационных потоков между филиалами и подразделениями головного офиса, а также необходимость учитывать специфику каждого филиала и отражать ее в наборе показателей.

Наряду с четырьмя основными группами показателей, особо для ССП филиальной сети выделены показатели взаимодействия с головным офисом банка.

Специфика статуса филиала требует решения вопроса об оптимальном соотношении делегированных полномочий и допустимых операционных рисков, неизбежных при самостоятельной работе филиалов. Это обстоятельство должно отразиться на структуре ССП по филиальной сети. Учет указанных особенностей может быть обеспечен путем включения в карту следующих показателей:

– усредненная степень выполнения бизнес-плана (среднее по совокупности значимых показателей бизнес-плана);

– количество нарушений сроков ответа филиала на запросы головного офиса;

– сроки внедрения нововведений, инициируемых головным офисом в филиальной сети;

– количество направленных в головной офис комплексных отчетов о деятельности филиала;

– оценка качества предоставляемой филиалом отчетной информации;

– количество специализированных и комплексных проверок, проведенных специалистами головного офиса в филиале.

Комплекс вышеперечисленных показателей предназначен для оценки степени контроля головного офиса за деятельностью филиала и адекватности реакции филиала на управляющие воздействия головного офиса.

Разработка ССП филиалов банка будет способствовать повышению качества управления сетью, стимулированию филиалов к высокоэффективной и стабильной деятельности (табл. 3.2), а также достижению ведущих позиций на региональных рынках.


Таблица 3.2 – Этапы внедрения системы сбалансированных показателей в деятельность банка с филиальной сетью

Этап Продолжительность
1. Ознакомление с банком и филиальной сетью Неделя - несколько месяцев
2. Проведение вводного семинара по стратегическому управлению и ССП 2-3 дня
3. Анкетирование сотрудников Неделя
4. Интервьюирование руководителей банка и управляющих филиалами Неделя
5. Описание/разработка стратегии и создание стратегических карт 2-3 недели – несколько месяцев
6. Составление и выбор показателей для ССП Неделя
7. Составление ССП для филиалов и их подразделений 2-3 недели
8. Интеграция с системой бюджетирования Несколько недель
9. Интеграция с системой мотивации Несколько недель
10. Внедрение программного продукта для ССП Несколько месяцев
11. Организация презентации информации 2-3 недели
12. Ознакомление работников банка с его стратегией и ССП 1-2 недели
13. Пересмотр ССП Раз в 3 месяца

 

Основные расходы на внедрение системы связаны с временными затратами сотрудников на разработку ССП (участие в семинарах, обсуждениях, интервью), а также с затратами на внедрение/настройку соответствующего программного обеспечения. Основную долю в организационно-экономических затратах коммерческого банка на внедрение системы сбалансированных показателей филиальной сети составляют расходы на внедрение программных продуктов, обеспечивающих техническую эксплуатацию системы. Необходимо также учитывать, что, при внедрении программного обеспечения во всех филиалах, коммерческому банку придется также нести расходы на приобретение оборудования (в т.ч. серверов), обеспечивающего полноценную работу системы. В условиях широко развитой филиальной сети банка, эти затраты могут быть весьма существенны. Структура затрат на внедрение ССП в филиальную сеть банка представлена на рисунке 3.5.


Рисунок 3.5 – Структура затрат на внедрение ССП в банке с филиальной сетью

 

Помимо расходов на приобретение программ и оборудования, в процессе внедрения системы сбалансированных показателей, коммерческий банк также несет расходы по привлечению внешних консультантов и обучению сотрудников.

Автором был проведен расчет средней стоимости проекта по внедрению ССП в деятельность банка с филиальной сетью при условии, что банк приобретает программное обеспечение у внешнего контрагента, при этом услуги по интеграции и обслуживанию системы входят в стоимость ПО (табл. 3.3).

 


Таблица 3.3 – Расчет средней стоимости проекта по внедрению ССП банком (в год)

Наименование расхода Ед. измерения Необходимое кол-во единиц Стоимость за ед., руб. Объем затрат, руб.

ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

1. выбор ПО и подготовка договоров на закупку Чел/час 13 350 4 550
2. настройка системы Чел/час 125 350 43 750
3. тестирование системы Чел/час 80 350 28 000
4. интеграция новой системы с другими приложениями Чел/час 65 350 22 750
6. разработка документации Чел/час 47 350 16 450
7. обучение пользователей Руб. 13 человек 15 000 195 000

КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

8. приобретение программного обеспечения Руб. 10 раб. мест 90 000 900 000
9. приобретение оборудования для установки ПО Руб.   1 000 000 1 000 000
10. установка, монтаж нового оборудования, системного ПО Руб.   100 000 100 000

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ

11. техническая поддержка оборудования, системного и прикладного ПО Чел/час 80 350 28 000
12. амортизация оборудования и ПО Руб.   200 000 200 000
13. обучение новых сотрудников Руб. 5 15 000 75 000
14. разработка новых форм отчетов Чел/час 13 350 4 550
15. внесение в систему изменений, связанных с требованиями законодательства Чел/час 45 350 15 750

 

В рамках обеспечения сбалансированного управления субъектом банковского предпринимательства, автором были сформулированы стратегические цели базовых конкурентных стратегий по проекциям ССП (табл. 2.5), что позволит комплексно подойти к вопросу решения стратегических задач развития, достижения и удержания конкурентоспособности банка на заданном уровне.

 


Таблица 3.4 – Стратегические цели базовых конкурентных стратегий банка по проекциям ССП

Конкурентная стратегия Стратегические цели

 

 

Лидерство по издержкам

Финансы
1. Снижать постоянные издержки. 2. Сокращать стоимость привлечённого банком капитала.
Персонал
1.Оптимизировать расходы на банковский персонал. 2.Повышать производительность труда сотрудников банка.
Клиенты
1. Количественно расширять клиентскую базу. 2. Разрабатывать стандартные банковские продукты.
Бизнес-процессы
1.Модифицировать существующие информационные технологии для сокращения расходов по обслуживанию клиентов. 2.Разрабатывать стандарты банковских бизнес-процессов

 

 

Дифференциа-ция

Финансы
1.Повышать рентабельность уникальных банковских продуктов 2.Диверсифицировать источники банком привлечённого капитала.
Персонал
1.Создать систему мотивации банковского персонала. 2.Развивать командный дух и корпоративную культуру в банке.
Клиенты
1. Обеспечивать высокое качество и оперативность предоставляемых услуг. 2. Сформулировать клиентоориентированную ценовую политику. 3. Предлагать новые высокотехнологичные продукты.
Бизнес-процессы
1. Управлять отношениями с клиентами (CRM). 2. Развивать систему банковского маркетинга для выявления потребностей клиентов и создания уникальной услуги. 3.Внедрять новые информационные технологии для улучшения качества технологической поддержки услуг банка.

 

Исходя из целей базовых конкурентных стратегий, был сформирован набор индикаторов ССП для банка с развивающейся филиальной сетью (табл. 3.5).


Таблица 3.5 – Индикаторы ССП для базовых конкурентных стратегий банка

Проекция ССП Наименование показателя

Стратегия лидерства по издержкам

Финансы 1. Доля постоянных издержек в расходах банка. 2. Доля «дешевых» ресурсов в портфеле пассивов банка, обеспечивающих максимальный маржинальный доход.
Персонал 1. Динамика доли расходов на персонал в постоянных издержках банка. 2.Уровень производительности труда сотрудников
Клиенты 1. Прирост клиентской базы. 2. Количество стандартных банковских продуктов.
Бизнес-процессы 1. Количество модернизированных информационных комплексов, обеспечивающих снижение затрат на оказание банковских услуг. 2.Количество разработанных стандартов бизнес-процессов

Стратегия дифференциации

Финансы 1.Уровень и динамика рентабельности уникальных банковских продуктов 2.Показатели структуры привлечённого капитала
Персонал 1. Срок создания системы мотивации 2. Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы сотрудников банка. 3. Количество мероприятий по укреплению командного духа. 4. Индекс удовлетворенности персонала.
Клиенты 1. Количество установленных индивидуальных тарифов. 2. Количество новых высокотехнологичных продуктов/услуг. 3. Количество клиентов, пользующихся новой услугой/продуктом (динамика в соответствии с планом). 4.Доход от использования продукта/услуги в общем доходе. 5. Доля дохода от внедрения и использования новых продуктов/услуг в валовом доходе.
Бизнес-процессы 1. Процент выполнения плана работ по CRM. 2. Мониторинг продаж. Увеличение объема продаж после проведения рекламных акций. 3. Срок создания системы маркетинга. 4. Количество рекламных акций. 5. Доля автоматизированных операций (бизнес-процессов) в общем количестве бизнес-процессов, нуждающихся в автоматизации. 6. Количество внедренных технологий и комплексов.

 


В рамках проведенного исследования был выделен эффект от внедрения ССП, последовательность проявления которого схематично отражена на рисунке 3.6.

 

 

 


Рисунок 3.6 – Структура проявления эффекта от внедрения ССП в деятельность банка

 

Одним из индикаторов эффективности внедрения ССП в деятельность коммерческого банка является рост его клиентской базы. Как показал количественный анализ результатов деятельности Сибирского банка Сбербанка ОАО после внедрения системы сбалансированных показателей в первом квартале 2010 г. рост числа клиентов филиальной сети составил 14 %.

К качественным показателям эффективности внедрения ССП в деятельность банка относится рост удовлетворения потребностей корпоративных клиентов в диапазоне предлагаемых банковских услуг (по итогам опроса), индивидуализация тарифных планов и ориентация на длительное взаимовыгодное сотрудничество банка с клиентами. Внедрение ССП также послужило основой для привлечения в качестве клиентов представителей передовых отраслей экономики (ракетно-космическая отрасль, нанотехнологии).

Таким образом, внедрение ССП позволило ориентировать банк на привлечение новых категорий клиентов, уделяя особое внимание обслуживанию технологических цепочек в различных отраслях, предлагая при этом комплексные проекты расчетов, финансирования и широкий спектр консалтинговых услуг.

 

 












Заключение

 

Исследование проблемы привлечения сбережений российского населения во вклады и другие банковские продукты в качестве инвестиционного ресурса позволило выявить ряд основополагающих положений, характеризующих развитие данного процесса в России и в частности в Сбербанке России. До сих пор остаётся актуальной проблема, когда у людей есть средства, чтобы их вкладывать и банки, которые нуждаются в этих средствах.

Вместе с тем анализ современного состояния процесса привлечения сбережений населения показал, что действующие формы и методы в Сберегательном банке не всегда отвечают требованиям вкладчиков: работа в банке не всегда соответствует представлениям сберегателей об инструментах Банка, которым можно доверить свои сбережения, информация о работе не всегда доступна широкому кругу потенциальных вкладчиков.

Также в данной работе был проведён анализ вкладов населения, процентной политики, структуры вкладов и были выявлены некоторые особенности:

- в сравнении с 2008 годом на 2009 год произошло увеличение долгосрочной ресурсной базы. Люди перестали бояться вкладывать деньги на долгий срок.

- увеличилось количество предлагаемых вкладов населению.

- заметно были снижены ставки по вкладам, что связано со снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Эффективная политика Сбербанка по вовлечению средств населения в инвестиционный процесс должна строиться на следующих принципах: гарантированность возвратности вкладов; защищенность вложений населения; обеспеченность высокого качества обслуживания.

Реализация этих условий возможна на основе разработки системы соответствующих механизмов, которая включает:

- механизмы формирования банковских инструментов (в том числе вкладов) для привлечения сбережений населения;

- механизмы снижения рисковости работы со средствами населения;

- механизмы формирования и исполнения целевых программ для привлечения групп населения;

- механизмы формирования эмоционального притяжения клиентов к своему банку, основанных на психологических особенностях основных возрастных групп клиентов и на мотивации граждан к сбережениям;

- механизмы формирования корпоративной культуры Банка и личной ответственности каждого работника за поддержание позитивного имиджа.

Рост конкуренции в сфере банковского предпринимательства, обостряемая приходом на российский рынок и активной деятельностью зарубежных банков, заставляет отечественные банковские организации связывать будущее своего бизнеса с развитием бизнеса своих клиентов, их стратегическими целями и задачами. Вместе с тем, банки вынуждены взвешенно подходить к вопросу формирования стратегических приоритетов своего развития, управления конкурентоспособностью, разработки инструментария достижения конкурентных преимуществ. Это обеспечивается внедрением в деятельность банка способов повышения эффективности банковской деятельности. Особенно проблема управления деятельностью субъекта банковского предпринимательства актуальна при наличии развитой филиальной сети, функционирование которой необходимо согласовывать с целями, задачами и результирующими параметрами головного офиса. Совершенствование регулирования в этой области позволит Сбербанку отстоять свои позиции в обострившейся конкурентной борьбе.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: