Принципы феодального права собственности на землю и его виды по Соборному уложению 1649 г

Уложению известен институт сервитутов – юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других.

Принципы феодального права собственности на землю и его виды по Соборному уложению 1649 г

В первую очередь в Соборном Уложении 1649 г. получило закрепление право феодальной собственности на землю. Законодатель выделил в отдельные главы вопрос о поместных и вотчинных землях. Помещики имели только правомочия владения и пользования в отношении своих поместий.

Вотчины по праву XVI–XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с:

1) характером субъекта: дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие.

2) способом приобретения: родовые, выслуженные и вотчинные. Причем статус родовых и выслуженных вотчин отличался от статуса купленных. Так, после смерти вотчинника родовые и выслуженные вотчины наследовались его сыновьями, дочерьми и родственниками, жена же покойного получала на прожиток только из купленных вотчин, лишь за неимением их ей назначалась часть их родовых и выслуженных в пожизненное владение или пока вдова не выйдет замуж. Для выкупа проданной, выменянной или заложенной родовой вотчины устанавливалось право родового выкупа, которое действовало в течение 40 лет (на купленные вотчины оно не распространялось). Уложение запрещало продавать, закладывать или отдавать на помин души вотчины монастырям и церкви. Помимо этого, если вотчинник уходил сам в монастырь, он должен был перед этим продать или передать свои вотчины родственникам.

Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, от имени рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Особое внимание уделялось регламентации круга лиц, допускавшихся к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Следствием являлся переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Однако после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.

Первоначальным условием пользования поместьем являлась реальная служба, которая начиналась для дворян с пятнадцати лет. По отношению к уже сложившемуся поместью складывалась презумпция, согласно которой наделенный землей должен был относиться к ней как к собственной, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Отметим, что в системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм, что являлось тенденцией к их сближению.

 

15. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.
.В области уголовного правабыли осуществлены следующие изменения. Прежде всего, определяется круг субъектов преступления: ими могут быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделяет субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл. 22). В связи с этим субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина. Вместе с этим необходимо отметить, что от второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: пособников (лиц, создававших условия для совершения преступления), попустителей (лиц, обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), недоносителей (лиц, не сообщивших о подготовке и совершении преступления), укрывателей (лиц, скрывших преступника и следы преступления). Уложение, помимо всего прочего, знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожное преступление виновный наказывается так же, как за умышленное преступное действие (наказание следует не за мотив преступления, а за его результат). Закон также выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относятся состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект); а к отягчающим повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Закон выделяет отдельные стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления. Закон также знает понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.

Объектами преступления по Соборному Уложению 1649 года были: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Преступления против церкви считались наиболее опасными и именно поэтому были поставлены на первое место, что было сделано впервые в истории русских светских кодификаций. Такое изменение имело двоякое значение. С одной стороны церковь занимала особое место в общественной жизни, а с другой - принятие церкви под защиту государственных институтов и законов указывало на их приоритет в политической системе.

 

16. Суд и процесс по Соборному Уложению 1649 г
Дифференциация на две формы процесса:

-состязательный процесс

а) имел преобладание в делах гражданских.

- розыскной (следственного) процесс

а) преобладание над первым процессом

б) господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве;

Порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного):

1. «Вчинание» — то есть подача челобитной жалобы.

2. Вызов ответчика в суд.

- Ответчик мог представить поручителей - Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.

3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.

Доказательства были многообразны:

- свидетельские;-письменные доказательства;-крестное целование.Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств:

1. «Обыск» — опрос населения по факту совершения преступления или о конкретном (искомом) лице..

2. «Правёж» — применялся, как правило, по отношению к неплатежеспособному должнику. Ответчик подвергался процедуре телесного наказания розгами. 3. «Розыск» — комплексные мероприятия, связанные с выяснением всех обстоятельств «государева» дела или и других особо тяжких преступлений.

среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).

7. Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были Боярская дума и царь.

Уложение регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах.

- В приказах обычно было несколько судей.

- Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек “с товарищи” — человека три-четыре.

- Судебное решение считалось окончательным и могло подлежать пересмотру только в порядке апелляции в высшую инстанцию.

- Судебное делопроизводство в приказах бежало на дьяках и подьячих. Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание между строк.

 

17. Правовые основы абсолютной монархии в России
: XVII век в истории России знаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства.Еще в 1613 г. в 33 городах появились назначенные правительством воеводы, которые затем были направлены во все города России, что означало сужение местного самоуправления. В ряде случаев сохранялись губные старосты, ведавшие судебно-полицейскими делами. Но губные учреждения стали всего лишь исполнительными органами при воеводах.Во второй половине XVII в. правительство, учитывая тот факт, что многие служилые люди (дворяне) укрывались от выполнения своих военных обязанностей, прибегло к принудительному набору.Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшем прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли. Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.

 

18. Реформы государственного аппарата при Петре I
вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Он стал постоянно действующим органом исполнительной власти. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать торговлю, контролировать деятельность администрации, контролировать правосудие, контролировать деятельностью губернаторов и негласный политический надзор за деятельностью государственных учреждений. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору.В 1718-1721 гг. было учреждено первых 10 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором налогов,финансы государства, Штатс-контор-коллегия – расходами государства, Ревизион-коллегия – контролем за исполнением бюджета, доходы и расходы государства связанные с содержанием армии и государственного аппарата, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная-дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металаллургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Своеобразной коллегией стал Синод. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику-обер-прокурору.

 

19. Реформы местного управления Петра I и Екатерины II.
В 1699 г. в Москве появилась Бурмистрская Палата выборный орган, которому были подчинены земские избы в городах. только теперь глава земской избы стал называться бурмистром. Органы эти ведали доходами, сбором налогов, осуществляли местное самоуправление и суд. По уже в 1702 г. функции эти были переданы воеводам. В 1708 г. Бурмистрская Палата под новым названием Ратуша возобновила спою деятельность, превратившись в финансовый центр, сосредоточивший в своих руках функции всех ранее действовавших финансовых органов. Но в том же году в России было введено губернское правление. В городах были созданы магистраты. Он попробовал изъять судебные функции у многочисленных государственных органов и сосредоточить их в руках специальных – судебных органов. нижних судов в провинциях и городах и в надворных судах (вторая инстанция) в губернских центрах. С 1722 нижние суды упраздняются вообще и правосудие возвращается к воеводам при Екатерине II (указ 1763 г.) Сенат, разделенный на 6 департаментов с сугубо административными функциями и ограниченной компетенцией, утрачивает законодательные функции. Большинству его департаментов были поручены судебные дела. Большинство коллегий было ликвидировано в ходе губернской реформы Екатерины II, которая сохранила лишь 2 – военную и иностранных дел.

 

20. Сословные реформы Петра I и Екатерины II.
В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о подушной подати, которая также не разграничивала их. В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии);частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений.

Городское население было разделено на 3 гильдии:1)первая гильдия – богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.);2)вторая гильдия – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.);3)третья гильдия – все остальное городское население. В 1775, после некоторых незначительных изменений в сфере центрального управления, Екатерина принялась за реформу местной власти. Необходимость таких реформ стала очевидной после мощного крестьянского восстания под руководством Е.И. Пугачева (1773–1775), когда местная администрация выказала недееспособность и беспомощность. Екатерина увеличила число губерний с 20 до 51.

В губерниях был реорганизован административный аппарат; в соответствии с западными идеями административные, финансовые и судебные функции власти были разделены. Создавались специальные суды для дворянства, мещан и свободных крестьян, при этом судьи выбирались из среды, подлежащей их юрисдикции. Судьи высших судов назначались царским повелением. В целом реформы проводились главным образом в интересах дворянства, так как из этого класса происходили все высшие государственные чиновники, поместное же дворянство получило полный контроль над провинцией.

В 1785 дворянству была передана большая часть административных функций, Екатерина подписала также жалованную грамоту, оформлявшую и расширявшую сословные привилегии дворян. Одновременно Екатерина подписала жалованную грамоту городам, упорядочивавшую до некоторой степени местное самоуправление. Хотя Екатерина определила гражданский статус дворян и среднего класса, она ничего не сделала для крепостных крестьян, положение которых в годы ее правления еще больше ухудшилось. В начале царствования она предполагала некоторое облегчение участи крепостных. Столкнувшись с враждебным отношением к такого рода проектам со сторона дворянства, Екатерина провела закрепощение более миллиона государственных крестьян, которые были распределены между ее фаворитами.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: