Общая характеристика «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845

15 августа 1845 года указом императора Николая I было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, введенное в действие с 1 мая следующего года. По существу это был первый уголовный кодекс России, поскольку предшествующие законодательные источники объединяли, как правило, нормы многих отраслей права. Этот обширный кодекс учитывал и классифицировал преступления, проступки и соответствующие им наказания против государства, против православной веры, порядка управления, по службе, против постановлений о повинностях, имуществе и доходах казны, общественного благоустройства и благочиния, сословного строя, частной собственности, жизни, здоровья. Свободы и чести отдельных лиц. Полицейский характер крепостнического государства наглядно подтверждался тем, что почти 2/3 статей Уложения содержал восьмой раздел «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния»8, наиболее полный из всех двенадцати разделов. Нормы Уложения были направлены на защиту феодальной государственности, классовых интересов и сословных привилегий дворян-помещиков, интересов верхов нарождающейся буржуазии, подчеркивали бесправие и приниженное положение простого народа. Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из 2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы, некоторые главы – на отделения, отделения – на отделы. Достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части.

 

28. Правовые основы крестьянской реформы 1861 г.:

 1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет (позднее Главный комитет по устройству сельского населения). Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу. Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

- личную свободу;

- ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

- право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

- право заниматься государственной службой;

- право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

- прав крестьян вступать в гильдии;

- право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную — государство. Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет. Формировалось самоуправление крестьян. Во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости, которые имели хозяйственно-административное значение.В зависимости от вида земельного надела (нечерноземной, черноземной или степной полосы) крестьянам устанавливались разные размеры подушного надела.

Высшая норма крестьянского надела составляла семь десятин, а низшая — три.

Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное — в праве на личную свободу.

 

30.Правовые основы земской и городской реформ 1864 г. и 1870г.
1 января 1864 г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»-земская реформа.(создание всесословных органов местного самоуправления).

Создавалась двухзвенная система выборных органов: уездные и губернские. Местные (распорядит.органы, осущ.надзор за ходом земских дел,работая в посессион.порядке)Исполнит.органы-земские управы,кот-е вели документацию,осущ-ли надзор за поступлением доходов и за их расходованием,созывали земск.съезды.представительные учреждения не входили в систему органов государства,к их ведению относилось:

•Заведование имуществами,капиталами и ден.сборами,

•Попечение о развитии народного продовольствия,местн.торговли и промышленности.

•Заведование земск.благотворит.заведениями,

•Участие в попечении о народ.образ-ии.

•Взимание и расход-е местн.сборов.

-Обязательные сборы(повинности)

-По хоз-ву,содержанию кв-р для воен.команд,

-Сод-е богоугодных заведений(сирот.дома),дорог,мостов,местного гражд.управ-я,мровых судеб.учреж-й,

-Необязательные

•Содержание земск.управ и канцелярий,обеспечение народ.образ-й и медицины.

18июля1870г.было принято городовое положение.Были учреждены городс.думы и управы.Дума-распорядит.орган(на4г.),избирала управу-исправительн.орган.Оба органа возгл-л городс.глава.Выборы в дума проводились по прусской системе,избиратели-те,кто уплачивалгородс.налоги,кому 25л,владеющ.недвиж-ю-,делились на 3 курии:

1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных крестьянских наделов);

2) представители сельских обществ;

3) городские избиратели (имущественный ценз – 15 тыс. руб. в год).

Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.

 

31.Правовые основы военной реформы 1874 г.
1 января 1874 г. был утвержден “Устав о Воинской повинности”, вводившийся для всего мужского населения “без различия состояний”. Лица от 21 до 43л.призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Воинская повинность определялась как общеобязательная и личная. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе- 9 лет).

Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года.

Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним – до полутора лет.

32.Правовые основы контрреформ 80-90-х гг. XIX в.
В 1884г.был введен новый универс.устав,отменявший внутр.автономию университетов.Преподаватели,избранные на сво должности учеными советами,должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения.Появилась плата за обучение.Огранич-сь льготы по призыву в армию лиц с образованием.Применительно к сред.школе был издан циркуляр о «кухаркинах детях».

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «конфиденциальным» или секретным. Уничтожена мировая юстиция, функции мировых судов переданы земским участковым начальникам. Принцип несменяемости судебных следователей

В 1892 г. вышел закон «О военном положении», позволяющий вводить режим военного положения в областях, где вспыхивали революционные волнения.

В 1898 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На них возлагались полицейско-судебные функции:

•осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления,

•надзирали за деятельностью волостных судов.

Пересмотрено Положение о земских и губернских органах местного самоуправления: вместо цензового определения состава 1 избирательной курии был введен сословный. В курию стали входить только дворяне. Для городских избирателей был повышен имущественный ценз. 3 избирательные курии:

1-потомственные и личные дворяне,

2-представители городских сословий,

3- крестьянская курия.

33.Учреждение Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу 1905 г.
Государственная дума Российской империи — законосовещательное, позже — законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи.

6августа1905г.Ник2 подписал Манифест и утвердил Положение о выборах в Гос.Думу,которая планировалась как законосовещ.орган.

В компетенцию Государственной Думы входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права Государственной Думы были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний.

По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий —двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены Государственной думы.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятиях — один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организованный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

При выборах в I Государственную думу больше всех мест получили кадеты — одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе.

Крайне правые партии — сторонницы самодержавия — потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным. через 72 дня она была досрочно распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Усилившаяся оппозиционность новой Думы правительству была явлением неожиданным. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соот-ветствовало трусливой и непоследовательной природе русской буржуазии. У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы,и 3 июня 1907 г. последовал высочайший манифест о ее роспуске. выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51% выборщиков. Крестьяне — самая многочисленная часть населения — получили 22,4%, рабочие — немногим более 2%.

При выборах в Ш Думу большое место получили правые, наиболее реакционные партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушным орудием самодержавия, распущена 30 августа 1912 года (по Указу от 29 августа 1912 года), причем её деятельность была прервана 09 июня 1912 (по указу от 08 июня 1912 года).

 

34. Историко-правовое значение Манифеста 17 октября 1905 г.
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу.

35. Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г.
Основные государственные законы явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные государственные законы регламентировали создание Гос.Думы, реорганизацию Гос.Совета и образование Совета министров как специального правительственного органа. Император осуществлял законодательную власть совместно с Гос.Думой и Гос.Советом.Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иност.госуд-ми.

За Гос.Думой и Гос.Советом закреплялась законод.власть и право законод.инициативы, за исключением изменения Основных гос.законов, которые могли изменяться только царем.

Гос.Дума и Гос.Совет могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством.

В компетенцию Государственной Думы входило: обсуждение и утверждение бюджет заслушивание отчетов гос.контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных ж/д.

Механизм принятия законов: законопроект рассматривался в Государственной Думе и Государственном Совете, затем председатель Государственного Совета направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, непринятые Государственной Думой и Государственным Советом, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят Государственной Думой и Государственным Советом.

18марта19-6г. Во Временные правила были внесены изменения,ужесточавшие цензуру.Тогда же был обнародован подписанный императором еще в феврале указ об уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деят-ти правительстввен.установлений и должн.лиц.Также введены Временные правила об обществах и союзах(общества теперь образовывались свободно,без предвар.разрешения,но при регистрации устава в соотв.губернии.И Времен.правила о собраниях.

 

36. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. и его значение.
Положение о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. В то же время, усилилась непропорциональность в избирательной системе. Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе:

•волостная (то есть крестьянская);

•землевладельческая;

•1я городская (высший избирательный ценз);

•2я городская (низший избирательный ценз);

•рабочая.

Выборы не имели партийного характера - официальных партийных списков не существовало, все кандидаты в члены Думы формально являлись самовыдвиженцами и не имели обязательства присоединиться в Думе к определенной фракции.

Итак, 3 июня в нарушение Манифеста от 17 октября 1905 года и Основных законов от 23 апреля 1906 года Николай II резко изменил избирательный закон в Государственную думу. Если по закону 1905 года на выборах в думу 1 голос помещика приравнивался к 5 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих, то теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой городской буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Очевидно, что при таком резком изменении избирательного закона состав третьей Думы был совершенно другой. Большинство мест там получила партия Октябристов, члены которой прямо называли совею партию «господской».









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: