Глава 3. Претыкание о камень Священного Писания, где пишется об истреблении медного змея

 

В Четвертой книге Царств, в главе 18, воздается хвала царю Езекии за то, что истребил медного змея, которого сделал Моисей. Об этот Камень претыкаются противники и говорят, что медный змей был образом Христа, по Слову Самого Христа: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14), Но поскольку царь Езекия, истребивший медного змия, достоин похвалы, то и все, кто истребляет образы, также достойны похвалы.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Медный змей, как образ Христа, был почитаем со времен Моисеевых вплоть до царя Езекии, и его почитали многие благочестивые вожди и цари – Давид. Соломон и прочие. Поэтому и образы из Новой Благодати должны быть в почете.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Пока есть больной, хранится и лекарство, полезное только для него одного; когда нет больного, уничтожается и его лекарство. Поскольку медный змей был лекарством для одного только народа Израильского, страдающего в пустыне от змей, то когда его не стало, уничтожилось и его лекарство. По‑другому рассуждайте об иконах Новой Благодати, которые всегда для нас являются духовным лекарством силой своего первообразного, если обращаемся к ним с верой, глядя на образ и ум и сердце возводя ввысь. Об этом свидетельствуют явления, происходящие у чудотворных икон.

ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Пока этот змей был образом Христа и знамением в память совершенного благодеяния, он хранился в должной чести и сохранялся при многих благочестивых начальниках Израильского народа. Когда же, начиная от царя Иеровоама, этот народ впал в идолопоклонство и начал почитать эту змею, как Бога, кадя ей и благодеяние происходивших исцелений приписывая ей, а не Богу. Тогда праведно поступил Езекия, уничтожив эту змею идолопоклонства, наносящую вред своим ядом.

ГОВОРИТЕ: Перед этим змеем люди кадили, и у нас также кадят перед иконами.

ОТВЕЧАЮ: У нас бывает каждение не только иконам, но и людям, ибо у нас калильный дым знаменует духовное благоухание молитв, по слову Псалмопевца: Да вознесется молитва моя, как фимиам, пред Тобою (Пс. 140:2). И в Апокалипсисе, в главе 8, написано: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознес дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8:3‑4). Об этом читаем и в другом месте в Апокалипсисе, в главе 6, стих 8. Но об этом позже.     

ГОВОРИТЕ: Благочестиво ли ставить свечи перед иконами и носить их в ходах, как некие чтилища божества?

ОТВЕЧАЮ: Разве вы никогда не читали, что перед прообразовательным ковчегом всегда горел огонь? Разве вы не читали в Священном Писании, как обносили ковчег вокруг Иерихона и благодаря этому пали стены Иерихонские? И когда поднимали люди ковчег, Моисей говорил: Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! (Чис. 10:35).      

Здесь снова спрашиваю, почему Моисей говорил, обращаясь к поднимаемому ковчегу: Востани, Господи? Разве не знал Моисей, что ковчег это не Господь? Очень хорошо знал, однако называл ковчег Господом, как образ некой Божественной святости. Так же рассуждайте об иконах в Новой Благодати, только еще лучше, насколько Новая Благодать лучше, чем ее Ветхие Сени.

 

 

Глава 4. Претыкание о камень Священного Писания от пророка Исаии и от деяний апостолов о подобии

 

У Пророка Исаии в главе 30 пишется: Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки (Ис. 40:18‑19).      

Также в Деяниях Апостольских, в главе 17, Павел говорит: Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17:29).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Когда говорит Господь Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26), спрашиваю, как человек может быть подобием и образом Бога? Как может быть образом и подобием видимое невидимого, описуемое неописуемого, постижимое непостижимого, тленное нетленного? И по тому, как ты мне отвечаешь, так и я тебе отвечу. Если ты скажешь, что человек есть образ Божий, но очень несовершенный, и я тебе отвечу так же об иконе Христа. Если же скажешь, что человек образ Божий не по плоти, видимой и тленной, но по душе, невидимой и нетленной, и я тебе также отвечу, что икона Христа изображает Христа не по Его Божественному естеству, но по Его видимой, от нас воспринятой, Плоти.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Уже приводились слова святого Дамаскина, что мы на иконе Христа никогда не дерзнем уместить и не можем уместить неописуемого и непостижимого Христова величия. Ибо удобнее безмерный океан горстью объять, нежели Божество Христово изобразить на иконе. Изображаем же Его в образе человеческом, поскольку, приняв вид раба, Он стал по образу, как человек. Так и Бога Отца иконописцы (им же Закон не писан) изображают в виде старца, украшенного сединами, не таким, каков Он в Своем непостижимом Божестве, но в таком образе, как он был явлен в Писании от Пророка Даниила и от Исаии. Так и Святого Духа изображают в виде Голубя, не Божество его неописуемое описывая, но то, в каком виде – в виде Голубя – явился Он на Иордане.

ГОВОРИТЕ: Вы исповедуете двоих Христов, одного описуемого, другого же неописуемого?

ОТВЕЧАЮ: Когда Христа видели Апостолы, то видели Его только по Плоти, а не по Божеству, и видели в Нем описуемое, неописуемого же не видели. Говорить о том, что Апостолы видели двоих Христов, это безумные слова, которые и слушать недостойно. Можно говорить о том, что перед нами два человека, если видим человеческое тело, ведь душа невидима. Но неудивительно: у пьяных бывают такие галлюцинации, когда одного человека они видят, как двоих.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: