Во Второзаконии, в главе 6 и 10, говорится: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи (Втор. 6:13; Втор. 10:20). Об этом же упоминает и Христос Спаситель в Евангелии, и от Матфея, и от Луки, в главе 4: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10; Лк. 4:8).
В Апокалипсисе, в главе 22, когда святой Иоанн хотел поклониться Ангелу, тот запретил ему и сказал: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе (...) Богу поклонись (Откр. 22:9).
Об этот камень Святого Писания и претыкаются противники, говоря, что следует поклоняться одному Богу, а не иконам.
Исправление претыкающимся
Здесь снова для толкования Святого Писания опираюсь на другой текст из него же. Была дана заповедь поклоняться Богу и Ему одному служить, а в другом месте святой Петр говорит: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым (...) ибо такова есть воля Божия (1 Пет. 2, 13–15). Святой Павел также говорит: Всякая душа будет покорна высшим властям (Рим. 13:1). И ниже: Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь Рим. 13:7).
Что сказать на это, разве может быть противоречие в Святом Писании – да не будет этого. Но одно объясняется другим. Поскольку во втором тексте не возбраняется поклон твари ради Господа – царю, правителям и прочим властям, то ясно, что в первом тексте говорится о таком поклонении, которое должно воздавать Самому Богу, именуемом Латрией.
Но послушаем святого Дамаскина, как он учит этому в Слове Третьем об иконах.
Учение святого Дамаскина о поклонении
«Поклонение есть смиренное явление повинующегося духа. Или, поклонение есть знамение боязни, и желания, и чести, явление покоряющегося и смиренного духа. Поклонение бывает различным и многообразным.
ПЕРВОЕ ПОКЛОНЕНИЕ есть Латрия, которое мы воздаем Самому Единому Богу. Оно бывает или от рабства, суть которого покорность, или от доброхотства, которое творят Ангелы и благочестивые люди, или от нужды, как поступают демоны, или от удивления Его непостижимому Величеству, или от желания насытиться Его славой, или от благодарности за премногую и неисчислимую Его благость, которой Он создал нас и всем желает спастись, и орошает благодеянием Своим и злых, и добрых, и настолько нас возлюбил, что и Сына Своего дал нам, или от покаяния, когда мы, как блудные сыны, возвращаемся к Нему, или, наконец, от любви к Тому, Который безмерная бездна милости и щедрот. Этот поклон Латрии должно воздавать одному Богу.
Перейдем далее к творениям Божиим, которым также следует воздавать поклон согласно Святому Писанию.
ПЕРВОЕ такое поклонение воздается творению, в котором почивает Бог, Который один свят и на святых почивает. Почивает же, прежде всего, в Пресвятой Деве, Матери Богородице, как по естеству, так и осенением Святого Духа и исполнением благодати, а также и в других святых угодниках Своих, которые поистине богами называются: вы боги и сыны Всевышнего (Пс. 81:6), но не по естеству, а по благодати, как раскаленное железо называется огнем не по веществу, но по причастию огня. Говорит ведь Христос: Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1:16). И снова: вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6:16). И снова: вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). И снова: и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк. 3:15). И снова: дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). И снова: Бог стал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд (Пс. 81:1). Поскольку поистине святые именуются богами не по естеству, но как причастники Того, Кто Бог по естеству, постольку и поклоняются им не по естеству, но ради Того, Кто по естеству есть Тот, Которому должно поклоняться и Которого в себе содержат по подобию раскаленного железа, которое не по естеству своему неприкосновенно и жгуче, но как причастное огню, жгучему по естеству. Мы ведь поклоняемся святым, которых почтил славой Бог, страшных для врагов, а для всех, с верой притекающих, благодатным, за дерзновение и любовь, которые имеют к Богу, как слуги и друзья Божии, по слову псалма: А я высоко чту друзей Твоих, Боже (Пс. 138:17). Мы поклоняемся святым подобно тому, как сам царь почитается, когда видит, что почитают его любимого слугу, не как царя, но как слугу и друга его. Приступаем же с упованием к святым, по ходатайству которых получаем желаемое, ибо и любимые слуги царя многократно преклоняют царя к исполнению желания, и молитвы просящих. Так, и через Апостолов многие приступали к Иисусу и исцелялись. Так и тень Апостольская, и их платки и опоясания приносили исцеление.
Те, кто презирает и уничижает святых, уничижатся Богом, подобно тому, как отроки, уничижавшие Елисея, были съедены зверями. И это первый образ поклонения твари.
ВТОРОЙ образ поклонения относится к почитанию предметов, которыми и в которых Бог сотворил наше спасение или прежде пришествия Господня, или после Его воплощения, таких, как гору Синайскую, Назарет, ясли Вифлеемские, пещеру, святую Голгофу, и Крестное древо, гвозди, губу, трость, копие то самое, святое и душеспасительное, ризу, плащаницу, пелены и святой гроб, источник нашего воскресения, камень гроба, гору Сионскую, святую гору Елеонскую, овечью купальню и блаженный вертоград Гефсиманский. Эти и тому подобные предметы почитаю, поклоняюсь им, а также всякому храму Божию святому, и всем местам, где присутствует Бог, не ради их естества, но ради Бога, вместилищем Которого они явились, и через них, и в них Бог благоизволил устроить наше спасение. Ибо и Ангелу, и человеку, и всякому веществу, причастному действия Божия и служащему нашему спасению, ради действия Божия поклоняюсь и почитаю их. Не кланяюсь Иудеям, так как они не были причастниками ни действия Божия, ни славы Господа Бога моего по своим намерениям и мыслям, которые мне во спасение, но были движимы больше завистью и ненавистью к Богу, Благодетелю своему. Господи, возлюбил я благолепие Дома Твоего, ‑ говорит Давид, – и место святое, где обитает слава Твоя (Пс. 25:8). И снова: поклонимся месту, где стояли стопы Его! (Пс. 131:7). И снова: Поклонитесь Господу во дворе святом Его! (Пс. 28:2). Гора Божия, святая, одушевленная, есть Пресвятая Дева Богородица. Горы Божие словесные суть Апостолы: Горы взыграли, точно овны, и холмы, точно ягнята (Пс. 113:4).
ТРЕТИЙ образ поклонения относится к тем предметам, которые созданы для Бога и освящены, такие, как Святое Евангелие и прочие книги, написанные для нашего поучения. Также сюда относятся святые сосуды, такие, как потиры, дискосы, кадильницы, светильники, трапезы, на которых имеются изображения неких святых. Все это священные предметы, что описано в Священном Писании. Вы же читали, что Господь Бог наказал Валтасара отнятием царствия за похищение и осквернение церковных сосудов (Дан. 5).
ЧЕТВЕРТОЕ поклонение относится к образам, о которых предсказали Пророки, которые видели в образах Самого Бога и будущие события, такие, как проросший жезл Аарона, прообразовавший Таинство Богоматери, и стамна, и трапеза. Жезл же, которому поклонился Иаков, был предзнаменованием Спасителя. Но и сама скиния была не чем иным, как только неким прекрасным образом. Смотри, ‑ говорит Бог Моисею, – сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе (Исх. 25:40).
Получив эти наставления, поклоняемся и мы честному Кресту Господню, и телесному Христа Спасителя нашего изображению и Его, рожденного во Плоти, подобию, и слуг Его образы почитаем,
ПЯТЫЙ образ поклонения относится к поклонению друг другу, как имеющим часть Божию. Людям, созданным по Божию образу, мы кланяемся взаимным почитанием, почитая другого больше себя и повинуясь Закону любви.
ШЕСТОЙ образ поклонения, воздаваемого царям, правителям и другим высшим властям. Итак, отдавайте, – говорит Апостол, – всякому должное: (...) кому честь, честь (Рим. 13:7). Так Иаков кланялся и брату своему Исаву, и фараону, правителю, поставленному от Бога.
СЕДЬМОЙ образ поклонения, которым почитают дети родителей, рабы господ своих и все тех, у которых просят помощи.
Так Авраам поклонился сыновьям Хетфеевым, покупая у них пещеру на погребение мертвых.
Смотрите, как много разных видов поклонений, но всех их можно разделить на два: поклонение Богу и поклонение ради Бога. ПЕРВОЕ называется Латрией, и никому, кроме одного Бога, не должно воздаваться. ВТОРОЕ Бога ради поклонение бывает твари, и можно выделить его разновидности, о которых было уже сказано».
Зная об этом, как же вы, копронимцы, насмехаетесь над благочестивым учением святого Дамаскина о поклонении, и подвергаете насмешкам вышеназванные второй, третий и четвертый образы поклонения?
Но горе вам, смеющимся, так как возрыдаете вы в то жестокое время, когда всяк беззаконный сомкнет уста свои (Пс. 106:42).
Так, в древности в Афинах некоторые из эпикурейцев насмехались над святым Павлом, благовествующем Воскресение Иисусово, говоря: Что хочет сказать этот суеслов? (...) Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что‑нибудь новое (Деян. 17:18‑21). Так и вам, подражателям их, бывает угодно все новое. Поэтому вы и новую веру по вашим нравам и похотям себе выдумали. Однако, как и тогда, кто‑то ругает, а кто‑то верует. Так и ныне посреди вас, ругателей, у Бога есть свои Дионисии, свои Фамари и прочие с ними, те, кто не обращает внимания на ваши оскорбления и ругань и неотступно следуют Православному учению святого Дамаскина (как и в прежние времена учению святого Павла).
Насмехайтесь, если хотите, смейтесь: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится (Откр. 22:11). Мы же, твердо придерживаясь светильника нашего и столпа Святой Церкви святого Дамаскина, используем его доказательства правомерности этого Православного поклонения.
Доказательство первое
Всякая святая вещь достойна почитания и поклонения. Поэтому и подножию Господню Псалмопевец повелевает поклоняться, ибо свято оно (Пс. 98, 5). Но гора Синайская и Назарет, и ясли Вифлеемские, и пещера, Голгофа, Крест и другие вышеупомянутые в поучении Дамаскина предметы есть вещи святые, поэтому почитать их и тем более поклоняться им достойно, а в особенности почитанием и поклонением относительным и к Самому Богу восходящим.
А поскольку эти вышеупомянутые предметы есть предметы святые, вспомните: Сам Бог о горе Синайской говорит Моисею: место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:5). Также и Иисусу Навину Ангел говорит: место, на котором ты стоишь, свято (Нав. 5:15). Если же были святы места, где стояли Ангел и Моисей, то насколько же еще более святы места, где находился Святейший Святых Господь наш Иисус Христос, либо стоял, как на Кресте, на горе Елеонской, Фаворской, Голгофской, либо рос, как в Назарете, либо лежал, как в пещере, в яслях, в гробу и так далее. Если же святы все эти места, то и почестей достойны, так как святость, как уже говорилось, есть корень и причина почитания, а в особенности почитания относительного и к самому Богу восходящего.
Доказательство второе
Люди, пребывавшие далеко от Иудеи или находившиеся в плену Вавилонском, молились и поклонялись граду Иудейскому. Смотрите 3 Книгу Царств, главу 8. А также 2 Книгу Паралипоменон, главу 7. И еще: Книгу Пророка Даниила, главу 7. Скажите же нам, противники, почему поклонялись граду Иудейскому люди, находившиеся далеко от него? И что от вас услышим о том поклонении, то и скажем об этом. Если далеко находившиеся люди (по Соломону) поклонялись ко граду Иудейскому, ожидая помощи с Небес от Бога, то и рассматриваемым образам (по Дамаскину) поклоняются, как еще более священным, и ожидая еще в большей мере Божиих действий по нашему спасению и силы новой власти, которая больше ветхой ее тени.
Доказательство третье
Достойно веровать тем, кому открылся Бог. Достойно поклоняться Ему и тем, кого Бог оставил. Во обоих случаях почитание восходит к самому Богу. И если мы верим Книге Бытия и Деяниям Священного Писания, то не потому, что они сами по себе таковы, но потому, что Бог их открыл Своим Словом Истины. Так, мы поклоняемся и некоторым местам, и вещам, не потому что они сами по себе достойны почитания, но потому что Бог оставил именно их и избрал их как орудия нашего спасения.
УТВЕРЖДЕНИЕ.
Есть в Священном Писании некие вещи, не заслуживающие ни почитания, ни веры, более того, скажу, что многие и вредны. Однако мы веруем во все, о чем говорится
в Священном Писании, в равной мере и в святое, и во вредное. Мы веруем и святым, и вредным деяниям не ради действий, в них происходивших, но ради Слов Божиих и неложного о них Откровения Божия. Веруем же верою Божественною, то есть, веруем Богу, эти вещи неложно открывшему. Если же веруем в истинное и неложное деяние и бытие этих вещей, тем самым веруем Богу, утвердившему это деяние Своим неложным Словом. Так и поклоняясь неким местам или неким вещам, которые почтил Бог, тем самым поклоняемся Богу, эти места отметившему, и через эти вещи или в этих вещах устроившему наше спасение.
Доказательство четвертое
Скажите нам, отчего платки и опоясания Павла обладали таким особенным достоинством и целительной силой, что при возложении на больных те исцелялись (Деян. 19)? Вы не найдете другой причины, кроме той, которая находится там же, в Деяниях Апостолов, то есть, прикосновения тела Апостола и пота от его святого тела, пропитывающего его платки к опоясания. Но еще большее великолепие и еще большая сила исходит от прикосновения к Божественному Телу Христа. Если же платки и опоясания Павла имели такую силу и честь, что почитались верующими за прикосновение к ним тела Апостола, то насколько в большей мере эти святые места, о которых говорилось выше, имеют силу, и честь, и почитание от верных за прикосновение к ним Пречистого Божественного Тела Христова.
Но вы, противники, отвечаете привычными насмешками, что если за прикосновение Тела Христова вы поклоняетесь предметам, к которым оно прикоснулось, то поклоняйтесь и предателю Иуде, и лобызайте уста его, прикоснувшиеся лобызанием Христу. Поклоняйтесь руке, ударившей по ланите Христа. Поклоняйтесь и лобызайте распинателей Христовых, ибо и они прикасались к Телу Христову. Посмотрите, каково диавольское ухищрение. Однако мы этого не боимся, насмешки ваши на вас самих обращаем, и скажем так: платки и опоясыватели Павла имели целительную силу из‑за прикосновения к ним его тела (Деян. 19). Поэтому и все, прикасавшиеся к его телу, восприняли ту же целительную силу. Так что и те, кто били Павла, и в темницу его посадили, и главу его отсекли, стали целителями из‑за прикосновения к его телу.
Отвечайте нам на это. Еще и о ризе Христовой то же скажем: если риза Христова за прикосновение Пречистого Его Тела исцелила кровоточивую жену (Мф. 9:20‑22), то всякий прикоснувшийся к Телу Христа, был целителем: и распинатели Христовы, и бьющие Его, и поцеловавший Его предатель. Что скажете на это, коварные? Дайте ответ. И по тому, как вы нам отвечаете, и мы вам так же и ответим.
Прелестники окаянные, губители душ христианских, как не боитесь Бога, всячески выискивая сети на уловление, как будто не знаете, что прикосновение к Телу Христа происходило по‑разному: иное по нужде, иное же по произволению, иное по злобе и лукавству прикасающихся, иное же по вере, иное беззлобное, или как некое средство.
Поэтому те, кто прикасались ко Христу по злобе, гневу, а также убийцы, не только не получили целительной силы и лишились чести, но погубили и свою естественную силу и лишились небесной славы. Но мы здесь не о таком прикосновении говорим, но о прикосновении беззлобном, и не по нужде, но по произволению Христа или о прикосновении, происходившем с верой.
Поэтому и те святые места, и иные святые вещи, о которых вспоминает святой Дамаскин, за такое прикосновение Пречистого Тела Христова (есть еще и другие причины) почитаем и поклоняемся им поклонением относительным, и к Самому Богу восходящим. И как в святых иконах первообразное почитаем, так и почитанием этих святых мест поклоняемся Самому Богу, освящающему их, поскольку Он и дар, и жертвенник, и храм, и место освящает (Мф. 23:19‑21).
Но вы все еще не перестаете огорчать нас и, насмехаясь, говорите: если вы почитаете вещи за беззлобное прикосносвение к ним Тела Христова, то вам должно почитать и поклоняться ослу, сидя на котором Христос вошел в Иерусалим – ведь прикосновение это было беззлобным.
О, исполненные всякой злобы сыны диавольские, доколе терпеть будем от вас поношение! Не знаете разве, что знаменовали собой эти животные? Их было двое, согласно Евангельской повести, ослица и молодой осел (Мф. 21:2). Ослица, поскольку употреблялась для перевозки, знаменовала род Иудейский, носящий иго Закона Моисеева. Молодой осел же, как ига не познавший, знаменовал род языческий, не знающий ига Закона. Так толкуют Златоуст, Феофилакт и прочие. Хотя и прикасались эти животные ко Христу, однако из‑за содержания образов, которые они являют, знаменуя Иудеев и Язычников, они не подлежат почитанию.
Можно и вас самих спросить, почему почитаете престол вашего царя, а не почитаете всадника или колесницу или иные вещи, на которых ваш царь восседает? Дайте ответ, насмешники.
Но смейтесь, копронимцы, насмехайтесь над нашим благочестием, как в древности Афинские епикурейцы насмехались над Павлом. Придет время, когда смех ваш обратится вам в рыдание.
Тогда увидите, как бесстыдно лживо и неправедно называете и обзываете нас иконолатрами, иногда и иконопоклонниками. Но это неудивительно, ибо и самого Христа Иудеи, подобные вам диавольской злобой, называли обжорой и пьяницей, другом мытарей и грешников, неистовым, самарянином, имеющим беса. Если же Владыку дома назвали Веелзевулом, то тем более Его домочадцев.
А что в Апокалипсисе пишется? О том, что Ангел запретил Иоанну поклоняться себе. Читали ли вы, что Ангел принял поклонение от Иисуса Навина? Об этом же пишется и у Пророка Даниила. Но почему Ангел не принимает поклонения от Иоанна? За его равноангельское девство, из‑за которого и сослужащим своим называет его.
Некоторые же из учителей говорят, что Иоанн считал Ангела Богом и хотел поклониться, как Богу, поклоном Латрии, поэтому Ангел запретил ему кланяться и назвал себя сослужащим, а не Богом.