Глава 5. Претыкание о камень Священного Писания, где говорится о языческих идолах

 

В псалмах 113 и 134: Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Уста имеют, и не заговорят Очи имеют, и не увидят. Уши имеют, и не услышат. Ноздри имеют, и не обоняют. Руки имеют, и не будут осязать. Ноги имеют, и не пойдут, не подают голоса гортанью своей (Пс. 113:12‑15). См. также Пс. 134:15‑17.     

В псалме 96: Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими (Пс. 96:7).      

Все Послание Иеремии об идолах: Увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам, (...) Видя толпу спереди и сзади их поклоняющейся перед ними, скажите в уме: «Тебе должно поклоняться, Владыко!» (...) Язык их выстроган художником, и сами они оправлены в золото и серебро; но они ложные и не могут говорить (Посл. Иер. 4 ‑7), И немного ниже: Приготовляют венцы на головы богов своих Бывает также, что жрецы похищают у богов своих золото и серебро и употребляют его на себя самих: уделяют из того и блудницам (...) Но они не спасаются от ржавчины и моли, хотя облачены в пурпуровую одежду. Обтирают лице их от пыли в капище (Посл. Иер. 8 ‑12). И снова немного ниже: Имеет меч в правой руке и секиру, а себя самого от войска и разбойников не защитит: отсюда познается, что они не боги (Посл. Иер. 14). И ниже: После того, как они поставлены в капищах, глаза их полны пыли, (...) капища их охраняют жрецы их дверями и замками и засовами, чтобы они не были ограблены разбойниками; зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть. Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви, (...) и съедают их самих и одежду их, – а они не чувствуют Лица их черны от курения в капищах. На тело и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. Из этого уразумеете, что это не боги; итак не бойтесь их. Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали. За большую цену они куплены, а духа нет в них. Безногие, они носятся на плечах, (...) потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться (...) Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их (Посл. Иер. 16 ‑28), и прочее, и прочее в том же Послании.     

В Книге пророка Исаии, в главе 44: Плотник (выбрав дерево), протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, (...) и это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним (Ис. 44:13‑15).      

В Книге Премудрости Соломона, в главе 13: Какой‑либо древодел древо кривое и сучковатое, взяв, старательно округлив его на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека, или сделав его подобным какому‑нибудь низкому животному, (...) покрыл краской, (...) и, устроив для него достойное место, повесил его на стене, укрепив железом. Итак, чтобы произведение его не упало, (...)зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи (...) и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии – не могущее ступить (Прем. 13:11‑19). И прочее.     

Там же в главе 14: Рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал; а это тленное названо богом (Прем. 14:8).      

В Книге Пророка Иеремии, в главе 10: Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, (...) покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах (Иер. 10:3‑5).      

Эти и тому подобные тексты Писания противникам суть камень претыкания и соблазна, на котором претыкаются неразумно читающие, соблазняются и погибают.

Исправление претыкающимся первое      

Вы не слышали грома, раздающегося от Второго Святого Вселенского Никейского Собора подобно облакам вокруг луны? Послушайте, как гремит.

Тем, кто тексты Святого Писания, гласящие об идолах, бесстыдно относит к святым иконам, анафема. Смотрите выше в первой части, в главе 3.

Анафеме же и вы подлежите, противники, когда бесстыдно относите слова о языческих идолах к святым иконам, уподобляясь проклятым арианам, которые приводили тексты Святого Писания о Человеческом Естестве Христа, выступая против единосущия Сына Божия.

Ведь если и идет речь в вышеупомянутых текстах Писания о языческих идолах, то из‑за того, что они являются предметом рассмотрения. Если же вы прочтете Писание ‑истыми и незагражденными бревном ненависти и неверия очами и измерите прочитанное мерилом истинного рассуждения, уверен, что богов, о которых там говорится, вы далеко прогоните от святых икон.

Исправление претыкающимся второе      

Писания, которые вы нам, противники, предлагаете как бы во обличение, по вашему зломнению следует также отнести и к образам Ветхозаконной Сени скинии, завесе, ковчегу, херувимам, жезлу Аарона, стамне, трапезе и прочим. Если же, опираясь на Писание, вы хотите низложить образы в Новой Благодати, низложите сначала образы Ветхой Сени, и херувимы, вышитые на завесе и изваянные на ковчеге и в храме Соломоновом, назовите идолами. И тогда, разрушив Сень, устремитесь к истине с устными вашими помышлениями.

Исправление претыкающимся третье      

Доброе и злое, если и далеко отстоят друг от друга, однако по некотором рассуждении могут иметь нечто общее. Верите ли этому? Подумайте и послушайте, что я говорю об этом. Может ли быть расстояние больше, чем между добродетелью и грехом, Ангелом и диаволом, однако и между ними по некотором рассуждении находится нечто общее. Подобно тому, как добродетель есть дело самовластного человеческого произволения, так и грех есть дело самовластного человеческого произволения. И как Ангел создан Богом и есть Дух невещественный, бесплотный, нетленный, бессмертный, так и демон. Видите, что по некотором рассуждении есть общее между добрым и злым.

Это же видим и в метафизических ступенях бытия. Метафизические ступени суть: естество, существо, тело, одушевленное, животное, человек.

Рассудите же и увидьте, что на этих ступенях доброе и злое имеют нечто общее. Первая ступень, естество, есть вся тварь и Сам Творец: все. Богом созданные, имеют свое естество, как и Сам Создатель. На второй ступени, существа, имеют общее все, имеющие существо. Так и на третьей ступени, тела, имеют общее все, у кого есть тело. Человек и камень, лев и конь, волк и овца, и прочие. Это же относится и к ступени одушевленного, на которой и деревья процветающие, и цветы, и трава растущая, и люди, и скоты, и звери, птицы, рыбы и гады имеют общее, поскольку все они суть одушевленные.

О ступени животного рассуждайте таким же образом: на этой ступени имеют общее все, видящие, слышащие, обоняющие, вкушающие, осязающие. Также на ступени человека общее имеют все люди, и Христианин, и Еллин, и Еврей, и Магометанин, все начальники и рабы, все люди высокого и низкого происхождения, все добрые люди и злые. Это очевидно, что между добрыми и злыми людьми при некотором рассуждении можно найти нечто общее. Но это не значит, что они равнозначны: если они и имеют нечто общее в некотором обобщающем наименовании, однако по другим своим качествам они находятся далеко друг от друга. Например: на ступени человека хоть бы и все люди, правители и рабы, добродетельные мужи и злодеи, имеют общее, потому что все они люди, но по другим их качествам между ними существуют значительные различия.

Все вышесказанное опирается на метафизическое учение.

О святых иконах рассуждаю таким же образом, нисколько не сомневаясь, что между святыми иконами и идолами при некотором рассуждении можно найти нечто общее, как имеют общее Ангелы и демоны в бесплотности, в нетленности, в бессмертии. Если иконы дело рук человеческих, они могут падать на землю, запачкаться пылью или дымом, очи иметь и не увидеть, уши иметь и не услышать, ноздрями не обонять, руками не осязать, ногами не ходить, испортиться от ветхости, быть украденными, и прочее.

Все это можно отнести и к кумирам. Однако как Ангелы от демонов, так и святые иконы от идолов отстоят далеко. Ангелы на небесах, демоны в аду. Ангелы добры, демоны же злы. Ангелы наслаждаются созерцанием лика Божия, демоны же от далеки от этого. Ангелы хранители людей, демоны же губители. Ангелы радуются от нашего покаяния, демоны же сокрушаются. Ангелы сетуют о наших согрешениях, демоны же радуются.

Так рассуждай и о святых иконах. Если и есть у них нечто общее с идолами, то такого же рода, как у Ангелов с демонами, однако по другим своим качествам они находятся друг от друга на значительном расстоянии. Ибо идолы по слову Апостола ничто по содержанию образа, который они являют, потому что изображают таких богов как Марса, Меркурия, Иовиша, Венеру, Сатурна, которые богами не являются. Иконы же не таковы. Икона Христа изображает Христа, Который есть истинный Бог. Икона Богородицы изображает Богородицу, которая есть истинная Богородица, и так далее. Идолы считались у язычников богами. Эти идолопоклонники так говорили о своем идоле: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. 32:4). Они также говорили дереву: ты мой отец, и камню: ты родил меня (Иер. 2:27).      

Мы же не будем настолько безумны, чтобы так обращаться к святым иконам. Язычники своих идолов почитали за тела своих богов и их вместилища. Они считали, что их боги находятся в идолах, как душа в теле. Мы далеки от этого безумия, мы уверены и верим, что иконы не являются вместилищами своих первообразов. Другие язычники считали, что боги имеют плоть, а идолы это образы тех, которые воплощают языческое безумие и полны неистовства и беснования.

Мы же говорим об иконах совсем по‑другому: иконы берут начало от Бога, повелевшего Моисею сделать херувимы, а также от Самого Христа, отобразившего на убрусе Свой лик, а также от Апостола Луки и от прочих, от всей Православной Церкви. Идолы же берут начало от демонов и от людей, не познавших истинного Бога. У икон происходят истинные чудеса и различные исцеления, и Православные получают много пользы, у идолов же ничего этого нет, разве призраки и грезы, на прельщение людей. Честь святых икон восходит к первообразу, то есть, к чести Христа или Богородицы, или иного святого. Честь же идолов восходит к диаволу и всем его ангелам. Глядя на иконы, возводим ум к небесному и побуждаемся к подражанию святым, которых видим на иконах. Взирая на обнаженного идола Венеры, кто же примет духовный помысел. На святые иконы никто из нас не возлагает надежды, а только на Христа, изображенного на иконе, язычники же уповают на своих идолов и надеются на них. Да будут подобными им все, кто делает идолов и надеется на них.

Есть и другие отличия святых икон от идолов. Идол есть подобие человека, находящегося в скверне, нечестивого, богомерзкого, в греховных мерзостях дни свои изжившего и дурно кончившего, и во аде с бесами ныне содержащегося. Или подобие некоего животного, вытесанного из дерева или выдолбленного из камня, или изваянного из меди, из серебра, из золота, или написанного на доске. Это человеческое или скотское подобие, которое боготворят язычники, хотя оно и не является богом, и почитают как бога поклонением с жертвами, называется идолом и является образом, или подобием ложного бога.

Икона же святая есть изображение Христа, Спасителя нашего, истинного Бога, жившего на земле в подобии Человеческом, или Пречистой Девы Богородицы, или какого‑либо святого угодника Божия, праведно и преподобно жизнь свою препроводившего и Царствия Небесного сподобившегося, и с Ангелами ныне водворяющегося.

Идолы берут начало от царя Халдейскаго Нина, сына Вилова, обладавшего Ассирией и Вавилонией. Скорбя и сожалея о своем умершем отце Виле, он сделал его вытесанное подобие и поставил посреди города на столбе в память отца своего Вила и повелел почитать его людям, как живого. И это был первый идол в поднебесье, почитаемый, как бог, людьми, не ведающими истинного Бога.

В Египте же к началу идолопоклонства приложилось еще и следующее. Некий славный вельможа по имени Сирофанис, плача и рыдая по умершем сыне и желая иметь отраду своей печали, сделал идола в сыновнее подобие и поставил над гробом умершего, и, глядя на него, утолял свою печаль. Люди, находившиеся под его властью, угождая своему господину, начали почитать этого кумира, поклоняясь ему и принося ему жертвы. Об этом говорит и Соломон в Книге Премудростей, глава 14, а также Златоуст в Беседах на Послание к Ефесянам, глава 5 (Беседа 18).

Иконы же святые берут начало с того времени, когда Бог беседовал с Моисеем на Синае и, давая Закон, повелел сделать ковчег завета и храм свидения из покрывал из пурпуровой и червленой шерсти, и поставить над ковчегом завета двух херувимов, изваянных из золота, на покрывалах же, или завесах, выткать изображения херувимов. И показал на горе Синайской в облаках образ этого храма, и херувимов. Смотри, ‑ говорит, – сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе (Исх. 25:40).      

И с тех пор начали изображать святые иконы. Создавать же идолов Бог запретил, говоря: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху (Исх. 20:4), то есть, солнца, луны, звезд, потому что Израильтяне привыкли им служить в Египте, и поскольку научились от Египтян и на земле внизу боготворить не только скверных людей, но и различных животных, Господь запретил скверное идолотворение и повелел в храме Своем святом изобразить святые иконы святых херувимов и воздавать им честь, а не пренебрегать ими.

Так что видите, сколь велико отличие и расстояние святых икон от идолов.

Все это ясно увидьте, сыны Православной Церкви, и нисколько не усомнитесь в святых иконах, если увидите нечто общее у них с кумирами, а именно, то, что они могут падать на землю, чернеть от пыли и дыма и так далее. Сходство некоторых свойств не создает равенства. Сходство Ангела с демоном в бесплотности, в нетленности, в бессмертии не делает Ангела равным демону, как и царя с рабом в человеческом обществе.

Поэтому, когда иконоборец начнет прельщать тебя, говоря, что идолы падают на землю, и иконы также; идолы чернеют, и иконы также; идолов, бывает, крадут, и они очами не видят, ушами не слышат, руками не осязают, ногами не ходят, и иконы также, и будто бы поэтому иконы ничем не отличаются от идолов, ты ему также скажи: собака ест и пьет, и ты также; собака видит, слышит, обоняет, и ты также, поэтому ты ничем не лучше собаки. И в зависимости от того, как он тебе ответит на это, так и ты ему отвечай. Если скажет, что с собакой в еде, в питии, в смотрении, в слушании, в обонянии равен, но имеет и другие свойства, которые отдаляют человека от собаки, и ты ему также скажи: святая икона, хотя и имеет некоторое сходство с идолом в свойствах падать, быть украденной и так далее, но по другим свойствам стоит дальше от идола, чем ты от собаки.

От начала и до конца этой Беседы готовился ответ на вопрос относительно вышеприведенных текстов Святого Писания из псалмов и из Книг Пророков: во всех этих текстах Писания и других, им подобных, говорится о языческих идолах. Если же скажешь, что некоторые слова из того, что там написано, могут быть применимы и к иконам, отвечу так, как сказал выше, и тем самым посрамлю твое безумие и непокорность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: