Глава 6. Претыкание о камень соборов, на которых шла речь об иконах

 

Этот камень, на котором претыкаются противники, нетверд, поэтому и все, что на нем стоит, некрепко, потому что они не могут указать ни на один Вселенский Собор, на котором бы были отвергнуты святые иконы. Более того, все Вселенские Соборы, а особенно Седьмой Вселенский Собор, который называется Никейским Вторым, неоднократно в богомудрых рассуждениях, рассмотрев позиции обеих сторон, исповедали Святую Кафолическую веру и утвердили постановления о непоколебимом почитании святых икон предшествующих шести Вселенских Соборов. «Так, сказано, угодно Святому Духу и нам велено не отступать от мнений святых Апостолов и боговещанных Отцов о почитании икон. Тем, кто рассуждает иначе, анафема».

А если противники похваляются своим Влахернским собором, на котором шла речь о святых иконах, то на это мы им отвечаем: Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день. Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя. Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых. Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый. Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых (Пс. 51:1‑7).      

Потому что это сборище неправедно, и неправедно по многим причинам.

ПЕРВАЯ: Потому что оно выступило против Христа, попираемого в Его иконе, а не со Христом. Выступив вместе против Господа и Христа Его, не может это сборище сослаться на слова Христа: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).      

ВТОРАЯ: Потому что все исповедание этого соборища происходило от страха, от переживания угрозы и истинной смертельной опасности, либо же от ожидания мзды тем, кто последует царскому велению, о чем и возгласили на Никейском Соборе возвратившиеся к благочестию Епископы: Василий, Епископ Анкирский, Феодор, Епископ Кирский, Феодосий, Епископ Аморейский и другие многочисленные Епископы, которых, как кающихся, снова назначил на их Престолы Вселенский Собор.

ТРЕТЬЯ: Потому что этот лжесобор управлялся лжепатриархом Константином, избранным на собор не по правилам.

ЧЕТВЕРТАЯ: Потому что на этом соборе не было Патриархов от других Престолов, ни лично, ни через посланников, ни через послания, ни в каким‑либо соизволении. Смотрите в житии святого Стефана Нового, написанного святым Дамаскиным, от 28 ноября. Но и вы сами, противники, не придерживаетесь решений этого своего собора, что «но показано в первой части, в главе 3. Как же вы хотите, чтобы мы приняли решения собора, если сами ими пренебрегаете?

Еще выдумывают противники некий Еливеритский собор в Испании, и на нем правило 1.6, которое гласит: «Да не будет в храме изображений и да не почитается изображаемое на стенах».

ОТВЕЧАЮ: Мы, сыны Восточной Церкви, не знаем об этом соборе, состоявшегося на Западе. Но и среди самих Римлян некоторые не приемлют этот собор, как ложный.

Некоторые из них считают это правило об иконах подметным. Некоторые же из них принимают это правило об иконах, изображаемых на стенах, и толкуют его, говоря, что на стенах нельзя изображать лик Христа по той причине, что стена может сдвинуться, и если трещина возникнет посреди лика Христа, этот образ исказится и будет больше побуждать взирающих на него к его поношению, чем к почитанию.

Противники ссылаются еще и на некий третий Франкфуртский Собор и говорят, что на нем были отменены решения нашего Седьмого Вселенского Собора, установившего почитание святых икон. Но мы не знаем и об этом соборе, и, поскольку он состоялся на Западе, за него отвечают Римляне и говорят, что на этом Франкфуртском Соборе были отменены решения не Никейского Седьмого Вселенского Собора, а иконоборческого собора Копронима, ибо это сборище также было названо Копронимом седьмым вселенским собором. Некоторые же говорят, что на этом Франкфуртском Соборе был оклеветан иконоборцами Православный Никейский Собор, который установил Латрию, то есть честь, подобающую одному Богу, воздавать святым иконам.

Поэтому этот Франкфуртский Собор, поверив наветам клеветников, не захотел покориться святому Никейскому Собору.

Но шумите, противники, как хотите, разгорячайте гневом свои сердца и скрежещите зубами, однако камня Православной веры вам не сокрушить. Господь воцарился; да трепещут пред Ним народы (Пс. 98:1).      

Мы же, придерживаясь решений Седьмого Святого Вселенского Собора, с верой и любовью обращаемся ко Христу, изображенному на святой иконе, и с умилением говорим: Смотри, Господи, ибо враги Твои возшумели, подняли голову ненавистники Твои. На народ Твой замышляли злое, совещались, как погубить святых Твоих (Пс. 82:3‑4).      

Под конец скажу также, что если и были бы истинными вышеназванные соборы, однако они должны были во всем повиноваться Седьмому Никейскому Собору. Этот Собор был истинно Вселенским и имел все полномочия, обладал полной властью, утвержденной всеми престолами.

Остальные же, о которых шла речь, были частными и поместными и не имели соизволения и приобщения от высочайших Апостольских властей. А поскольку без всякого прекословия меньший благословляется большим, по слову Апостольскому (Евр. 7:7), то меньший должен покоряться большему.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: