Глава 7. Претыкание о камень слов некоторых Святых Отцов

 

ВО‑ПЕРВЫХ: Противники ссылаются на святого Епифания, Епископа Кипрского, будто бы он отвергал святые иконы.     

Но эту их ложь посрамляет Седьмой Святой Вселенский Никейский Собор в шестом каноне, где рассматриваются все еретические мудрования Влахернского сборища, и все клети противников, не на камне, а на песке водруженные, ветром Святого Духа опровергая, словами тех или иных святых Отцов очищая. Поэтому и о святом Епифании надо рассуждать так. Каждому христианину, читающему подметные книги или слушающему подобные им речи, следует их всячески отвергать и не прилагать к ним сердца. Ибо и между Посланиями святого Апостола Павла есть некое послание к Лаодикийцам, которое святые Отцы отвергают как ложное. Сюда же относится и некое пятое Евангелие от Апостола Фомы, которое привносят Манихеи, но которое отвергает Святая Кафолическая Церковь как вполне нечестивое. Подобным же образом и поклеп на блаженного отца нашего Епифания Кипрского относительно святых икон рассматривается как чуждый истине, поскольку этот приснопамятный святой Отец написал книгу, состоящую из восьмидесяти глав, в которой все Языческие и Иудейские ереси, а также и все ереси, возникшие после пришествия Христа, доподлинно описаны. Поэтому, безо всякого сомнения, он написал бы и об иконах, если бы счел почитание святых икон ересью. Во времена святого Епифания процветали и прочие святые Отцы, как цветы в вертограде Христовом, такие, как Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий, Амфилохий, Кирилл Иерусалимский, и все они общались со святым Епифанием и почитали как Отца Отцов.

Святой Дамаскин, защищая святого Епифания от клеветы, во обличение противников вспоминает о Церкви святого Епифания в Кипре, украшенной святыми иконами. Смотрите Слово 1 и 3 об иконах святого Дамаскина.

ВО‑ВТОРЫХ: Противники ссылаются на Григория Богослова, который в своих стихотворениях говорит: «Неправедно иметь веру в красках, а не в сердце. Та вера, что заключается в красках и цветах, легко проходит, а к той, что в сердце, я благосклонен».

ОТВЕЧАЕТ Святой Никейский Собор, что Григорий Богослов говорит нравоучительные слова, желая исправить нашу жизнь и от мирских красот, по подобию цвета являющихся и скоро увядающих, нас отвратить, а к духовной жизни, к Небесам возводящей, обратить. Он как бы говорит: «Мы не верим миру сему и не прилепляемся к его временным красотам (которые он называет красками и цветами), но больше обращаемся к красотам духовным и истинным, которые принимаются сердцем и навсегда в нем остаются». Так отвечает Святой Собор. Я же добавил бы и такие комментарии в ответ на эти слова святого: неправедно иметь веру в красках. Мы веры в красках не ищем, но веруем во Христа, который изображен в красках. Но на первом плане ответ, данный Святым Собором.

В‑ТРЕТЬИХ: Противники ссылаются на Святого Иоанна Златоуста, который говорит: «Читая написанное святыми, мы наслаждаемся присутствием святых, имеющих не телесные, но душевные образы, ибо их слова суть образы их душ».

ОТВЕЧАЕТ Святой Вселенский Собор: «Кто рассуждает здраво, тот никогда не скажет, что эти слова обращены против святых икон. Для всех очевидно, что когда мы слышим о преславных и мужественных деяниях святых, то восхищаемся их мужеством и великодушием и прославляем их. Мы часто читаем в житиях святых и часто видим на их изображениях, как сильно они возлюбили Бога. Как посредством слуха, так и посредством зрения возникает образ, которому мы подражаем, по словам Василия Великого». Ко всему этому Святой Собор добавляет, что раз сам святой Златоуст всегда имел в своей келье пред глазами икону святого Апостола Павла, то как же бы он стал писать против святых икон?

В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Противники ссылаются на святого Афанасия Александрийского, который говорит: «Какого плача достойны поклоняющиеся созданию, ибо видящие честь воздают не видящим и слышащие молят не слышащих, но создание никогда не будет оберегаемо созданием».

ОТВЕЧАЕТ Святой Вселенский Собор: «Увы, каково же беснование противников. Ведь этот божественный муж говорит об идолах, а эти злые люди относят его слова к иконам, которые приводят к познанию истины и правому исповеданию, и духовному возрождению, не говоря о Божественном почитании через иконы Владыки Господа Иисуса, и приписывают христианам идолослужение».

В‑ПЯТЫХ: Противники ссылаются на святого Амфилохия, Епископа Иконийского, который говорит: «Нам не следует заботиться об изображении красками на досках телесного вида святых, но мы должны помнить об их добродетелях».

ОТВЕЧАЕТ Святой Собор: «Для еретиков привычно приводить усеченные и неполные изречения. Ибо если кто будет внимателен, тот не найдет, что это изречение святого Отца направлено против святых икон. Напротив, в этих словах усердие святых в их отношении к Богу, прославление их мужества и великодушия, что побуждает нас к подражанию святым, не ради любви святых, тела которых мы изображаем и воздаем им хвалу, но имея незабвенную память об их добродетелях. И в книгах описываем их, и на досках их изображаем не потому, что они от нас этого требуют, но мы делаем это ради самих себя и ради нашей пользы.

Не только сами по себе страдания святых мучеников нас наставляют, но и рассказ об их подвигах, и их изображение приносят большую пользу. Поэтому, по слову Христа, сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23:23). Об этом Василий Великий пространно богомудрствует в своих нравоучениях».

До сих пор Святой Собор.

В‑ШЕСТЫХ: Нынешние противники ссылаются на Августина, Римского учителя. Но Римляне возражают на это, говоря, что Августин в ряде мест писал о языческих идолах, а не о святых иконах.

В‑СЕДЬМЫХ: Противники ссылаются на святого Ефрема Сирина, Слово 46, наставление о девстве, где святой Ефрем говорит так: «Хочешь ли быть храмом Божиим, непорочным и святым, всегда имей его образ в своем сердце: икону Божию преславную, не красками на доске изображенную или на чем‑либо другом, но ту, говорю, икону Божию, которая создается добрыми делами, постом и воздержанием, и исправлением к доброму, бдением и молитвами, вписывай в чистом сердце образ Небесного Владыки».

ОТВЕЧАЕМ: Прочитайте, противники, все это Слово полностью, и тогда поймете, что святой Ефрем беседует о телесном храме и о внутренней иконе, а не о молитвенном храме и внешней иконе, вещественной, которая бывает в молитвенных храмах. Как храм Божий существует двояко, телесный и молитвенный, так и икона существует двояко, как внутренняя и внешняя. О телесном храме говорит Апостол: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). И ниже ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3:17). И снова: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19). В таковых храмах, то есть, в человеческих телах, не может быть иконы Божией, изображенной красками и в цвете, а только добродетелями, постом, воздержанием, бдением, молитвами. Именно к такому решению подводит нас святой Ефрем в этом своем Слове. Иначе же следует говорить о молитвенных храмах и о вещественных иконах, бывающих в молитвенном храме и создающихся с помощью красок, которые святой Ефрем в этом Слове не отвергает. Более того, в Слове 103, лист 234, в Московском издании, он воздает великую хвалу образу Животворящего Креста Господня, смотрите там же.

Поймите же, что внутренняя икона, образующаяся в сердце, не противоречит иконе, образующейся внешними красками. Поскольку храм телесный не исключает храма молитвенного и человек, имеющий тело – храм Святого Духа, ходит в молитвенный храм, а не говорит нечто вроде: «Зачем мне молитвенный храм, я сам храм Святого Духа», то и имея внутренюю икону Христа, человек не отвращается и не отвергает внешние иконы Христа, образуемые красками. Более того, гладя на внешнюю икону, можно вообразить и внутреннюю или по крайней мере обновить ее, потому что когда человек смотрит на видимые предметы, внутренний образ лучше запечатлевается в сердце.

Но к чему много говорить: выньте прежде бревно из своего глаза, тогда увидите мнимый сучок, который вы видите в нашем глазу. Уберите прежде идолов из ваших сердец, противники, тогда начнете у святых икон, которых ложно называете идолами, подвизаться. Но все это неудивительно, потому что в чистой и тихой воде ясно видно человеческое лицо, такое, каково оно есть на самом деле. Если же вода нечиста, колеблется и возмущается, в такой воде увидите страшное и ужасное лицо. Так и в вашем возмущенном уме и в нечистой совести святые иконы принимаются за идолов. Так и те, кто одержим горячечным недугом и ум погубившие, видят некие грезы, призраки и страшилища, подобные идолам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: